Протокол нейропсихологического исследования

«___» ________________ 20— г.                                                                               г. Москва

Ф.И. ребенка

Возраст

класс (группа)

Жалобы:

Цель обращения:

Анамнестические данные:

Данные наблюдения за ребенком в ходе обследования:

Ведущая рука: Л/П

Саливация: умеренная     повышенная      пониженная

 

ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Включить диктофон t вып. пробы = 1 мин

Инструкция: «Называй любые слова» (если ребенок называет окружающие предметы, то ему предлагается закрыть глаза).

Свободные ассоциации

 

 

 

 

___________________ минут

Оценка общего количества слов без: повторов  
«считывания деталей»
вплетений
количество ответов словосочетаниями

 

Инструкция: «Называй любые действия… Ты знаешь, что такое действия? вот, например, что ты сейчас делаешь?»

Действия ассоциации

 

 

 

 

__________________ минут

Оценка общее кол-во слов без повторов  
неологизмов
неадекватных слов
Количество ответов словосочетаниями

 

Инструкция: «Называй любые растения»

Растения

 

 

 

 

___________________ минут

 

Оценка общее кол-во слов без повторов
неологизмов  
Количество редких наименований  
неадекватных слов  
Количество ответов словосочетаниями  

 Выключить диктофон

 

РЕАКЦИЯ ВЫБОРА

Включить диктофон t вып. пробы = 1 мин

Проба 1. «Я постучу раз, а ты постучи 2. Постучи. Я постучу 2, а ты 1. Постучи. Итак, я один, а ты сколько? Я — два, а ты сколько? Будь внимателен. Начинаем».
 

 

1 2  1 2  1 2

если программа усвоена, то

 

2 2  12  1 2  1 1

(короткая серия)

Или для учащихся 3-4 классов

 

1 2  1 2  1 2   2 2  1 2  1 2  1 2  12  1 2  2 1  2 1  1 2 (длинная серия)

Проба 1. (Инструкция повторяется 2-ой раз, если в 1 -ый раз она была не усвоена)
12 12 12 22 12 12 12 11 (21 22 12 11 21)
Проба 2. «Я постучу I раз, а ты постучи 2. Постучи. Я постучу 2 раза, а ты не стучи. Итак, я один, а ты сколько? Я — два, а ты сколько?»
 

12 12 12

если программа усвоена, то

2 2  2 2  2 1

(короткая серия)

Или (для учащихся 3-4 классов)

1 2  1 2  12  22  1 2  1 2  1 2  1 1 2 1  2 2  1 2  12 1 (длинная серия)

Проба 2. (инструкция повторяется 2-ой раз, если в первый раз она была не усвоена)
12 12 12 22 12 12 12 12 (21 22 12 11 21)
Усвоение программы:

 

Оценка Проба 1 (балл) Проба 2 (балл)
самостоятельно с первого раза (или после повторения инструкции по просьбе ребенка)  0 0
со 2 раза 1 1
недоступно 2  1
Суммарный балл за усвоение двух программ Ошибки выполнения
без ошибок
с ошибками
Ошибки выполнения:

 

 

Без ошибок
С самокоррекцией 1х   __(кол-во ошибок) 1х __ (кол-во ошибок)
ошибки 2х  ___(кол-во ошибок) 2х __(кол-во ошибок)
Сумма ошибок в двух пробах:
Скорость реакции Быстрый или нормальный 0
Замедленный 1
Медленный с пропусками стимулов 2
Импульсивность

(не дослушал и начал выполнение, не старается при выполнении)

Нет 0
Есть 1

 Выключить диктофон

 ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

Исследуется по ведущей руке.

 Инструкция:

«Я покажу движения руками, а ты запоминай. ЛКР – 3 раза.

Усвоение: «Покажи, какие движения ты запомнил».

Выполнение пробы: после усвоения программы просим сделать побыстрее

Усвоение программы Оценка Правая рука Левая рука
С 1 показа ( в т.ч. при повторе инструкции по просьбе ребенка) 0 0
Со 2 показа 1 1
Совместно с нейропсихологом 2 3
Совестно по речевой инструкции 3 3
Не усвоение, уход и потеря программы 4 4
Выполнение Плавно 0 0
Поэлементно с выходом на плавность 1 1
Пачками 2 3
Поэлементно 3 3
Ошибки Безошибочное выполнение 0 0
Единичные сбои (до 2) 1 1
Сбои повторяющиеся (более 2) 2 2
Расширение программы или сужение 3 3
Инертный стереотип 4 4
Порядок элементов в серии Нет ошибок порядка 0
Есть ошибки порядка 1
Наличие опосредования Речевое
Пространственное
Пространственно-кинестетические ошибки Не ошибок 0
Кулак ставится вертикально 1
Зеркальное положение ребра 2
Кинестетические характеристики Неловкие
Плохо скоординированные движения
Участие всего корпуса
Энергетический блок Неполное сжатие\разжатие кулака, не доведение 1
Большая амплитуда движений, повышенный тонус 1

РЕЦИПРОКНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Выполнять 3-4 раза вместе с ребёнком

Инструкция: «Положи руки на стол, а теперь сожми одну в кулак, а теперь меняй положение рук».

— выполняй

— побыстрее

Выполнение Оценка ( по лучшему выполнению)
Нормальное 0
Начинает поочередно с выходом к норме 1
Со сбоями  самокоррекцией 2
Поочерёдное выполнение 3
С уподоблением 2 –х рук 4
Темп Нормальный или быстрый 0
Замедленный 1
Межполушарное взаимодействие Как проба 3 0
Хуже пробы 3 1
Асимметрия рук Нет
Левая
Правая
Кинестетические трудности Нет 0
Неловкое, передвижение 1
Тонус Нет 0
Сниженное 1
Повышенное 1

 ОТСРОЧЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ (динамический праксис)

Инструкция: «Покажи, какие движения мы выполняли до этого задания».

Удержание серии Оценка
Также
Ухудшение
Отказ
Если серия удержана, то оцениваем
Выполнение Плавное
Поэлементное к норме
Пачками
Поэлементно
Ошибки Без ошибок
Единичные сбои
Частые сбои
Расширение или сужение
Инертный стереотип

 

СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

Включить диктофон_

Инструкция: «Послушай слова»

1. холод рама клин. Повтори: 2. гость риск дождь. Повтори:
1-ое воспроизведение
— Какие были первые слова?

— Какие вторые?

«А теперь постарайся запомнить эти слова».

 

1. холод рама клин. Повтори: 2. гость риск дождь. Повтори:
2-ое воспроизведение
1. 2.

 

1. холод рама клин. Повтори: 2. гость риск дождь. Повтори:
З-е воспроизведение:

Выключить диктофон __ 

СЧЕТ

Инструкция:

«Посчитай» («Считай быстро и внимательно»):

 

ОЦЕНКА
от до 10 От 10 до I От 3 до 7 От 8 до 4
   

 

   
Для учащихся 2-4 классов
«Посчитай через единицу от О. и так далее до 3» «Посчитай 21 до через, 2 1. потом сколько?

 

«Посчитай от 20 отнимая по -3» «Посчитай ом 20 до 40 прибавляя по З»
Оценка доступности счета:

 

 

доступны все виды счета 0
недоступно только одно задание 1
Не доступны два задания 2
недоступны три задания 3
недоступны все задания 4

Выключить диктофон

ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВ (после счета)

Включить диктофон

Инструкция:

«Вспомни, какие были слова. Если ребенок не делит слова на группы, то спрашивают: «Какая была первая группа, какая вторая»

Слова 1 группы Слова 2 группы
 

 

 

 

 

ОЦЕНКА повторения

Количество правильно

повторенных слов

1 2 3 Отстроченная
Повторения Кол-во изменений 1-го согласного в стимульных словах       *
Кол-во изменений 1-го гласного в стимульных словах       *
Кол-во искажений стимульных слов (замены более 2-х звуков)       *
Кол-во нарушений порядка (изменения мест внутри ряда, реверсий – обратный порядок)       *
Другие ошибки ( вертикальный повтор, пропуск и т.п.)       *
Воспроизведения Продуктивность 1-3 проба + отсроченная

(кол-во правильных произведенных слов + 0,5 балла за  изменение 1 звука в слове без изменения слоговой структуры)

       
Кол-во изменений 1-го гласного во всех произведениях        
Кол-во  искажений стимульных слов (замена более 2-х звуков)        
Кол-во вербальных замен на основе близости по значению        
Кол-во вербальных замен на основе близости звучанию        
Кол-во вплетений        
Количество горизонтальных повторов(повтор слова в рамках 1 и 2 –ой группы одного воспроизведения)        
Кол-во вертикальных повторов (переход ошибки из одного воспроизведения в другое)        
Кол-во пропущенных слов во всех воспроизведениях        
Кол-во неустойчивых  нарушений порядка слов        
Кол-во устойчивых нарушений порядка слов        
Кол-во переходов слов в другую группу        
Отсроченное воспроизведение слов Удержание по группам 0
Удержание без деления на группы 1

Выключить диктофон __

 

ПРАКСИС ПОЗЫ ПАЛЬЦЕВ

Инструкция по зрительному образцу:

«Сейчас я покажу разные фигурки из пальчиков, а ты повторяй за мной (теми же пальцами, что и я)». Экспериментатор показывает пробы правой (ведущей для ребенка) рукой, а ребенок выполняет их тоже правой. Потом экспериментатор показывает левой (не ведущей для ребенка) рукой, ребенок выполняет тоже левой.

Правая рука: 2-5 1+3 3 на 2 4-5 1+4
Левая рука: 2-3 1+3 4-5 2на 3 1+4

 Инструкция по проприоцептивному образцу на той же руке (без зрительного образца)

«Теперь закрой глаза — я тебе сложу фигурку из пальчиков на этой руке, затем мы пальчики распрямляем, и ты складываешь фигурку сам точно так же, как было, теми же пальцами».

Правая рука: 2-5 1+4 2 на 3
Левая рука: 5 1+3 3 на 2

 Инструкция по переносу позы: 2 руки на столе «Я сделаю тебе положение пальцев на одной руке. Запомнил –делай на другой руке».

С правой на левую 1+5 1+2 2-5
С левой на правую 1+4 1+3 2-3

 

ОЦЕНКА

Продуктивность

 

Подсчитывается общее кол-во правильно выполненных проб: (1) + ( с с\к без поисковых движений рук х 0,5) + (после поисков  х0)
Ошибки Зрительный

образец

Проприоцептивный образец Перенос позы
П Л П Л П Л
Кол-во кинестетических
Кол-во импульсивных (персевераторных)
Кол-во пространственных
Переход на другую руку
Характер выполнения:
Нормальное (правильная поза  ведущих и фоновых пальцев) 0 0 0 0 0 0
Неловкое, положение  фоновых пальцев не точное 1 1 1 1 1 1
Неловкое с синкинезиями 2 2 2 2 2 2
Неловкое с помощью другой руки 3 3 3 3 3 3
Межполушарное взаимодействие:
Продуктивность при переносе позы не хуже, чем продуктивность по показу 0
Продуктивность при переносе позы отчетливо хуже, чем продуктивность по показу 1

ОРАЛЬНЫЙ ПРАКСИС

Продуктивность (количество правильно выполненных действий, без поиска поз или замедления)

 

Задание Оценка Трудности
«Надуй щёки» 0 1 2 3  
 «Надуй одну щеку» 0 1 2 3  
«А теперь другую» 0 1 2 3  
 «Вытяни язык иголочкой и подержи так» 0 1 2 3  
«Посвисти» (достаточно вытягивания губ трубочкой) 0 1 2 3  
«Пощелкай языком. как скачет лошадка» 0 1 2 3  
«Поцокай, как взрослые делают, когда недовольны» 0 1 2 3  
«Упри язык в одну щеку» 0 1 2 3  
«А теперь в другую» 0 1 2 3  
«Высунь язык и подержи так» 0 1 2 3  
Оценка точное выполнение 0
неловкое, замедленное, напряженное выполнение 1
выполнение с элементами поиска, неполный объем движения 2
выполнение с поисками, помахиваниями, синкинезиями, тремором или невыполнение 3
Ошибки и трудности Помахивание  
Синкинезия (всем телом, лицевой мускулатурой — гримасы, поиск позы)  
Подрагивание языка (тремор)  
Слюнотечение  

 Выполнение

  • + точное
  • Н – неловкое, замедленное, напряженное
  • П- поиск
  • О – неполный объём движений
  • Про – промахивания
  • — с поисками, тремором, тремор ил невыполнение
  • Т- тремор , подрагивание языка
  • Синкинезия (всем телом, лицевой мускулатурой, — гримасы)
  • Саливация — слюнотечение

ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ (4 ФИГУРЫ)

Инструкция:

«Посмотри, запомни и нарисуй фигуры точно в том же порядке» (3 раза).

Ошибки левополушарного типа
Изменения фигур упрощение
Обтаивание
Улучшение гельштата фигур
Искажение фигур Контаминация
Комплекс изменений, т.е. изменение 2-х признаков
Ошибки правополушарного типа
Изменения фигур Расчленение фигур
Дизметрийные линейные угловые
Искажение фигур Нарушение пропорций и места деталей фигуры
Комплекс или топологические ошибки
Продуктивность за правильно выполненную фигуру 1
За изменение и зеркальность 0,5
Отсроченная 1 2 3 +
       
Не соблюдение строки Нет Есть
0 1
Количество зеркально изображенных фигур в знак Право-лево Верх-низ
Нарушения порядка воспроизведения фигур устойчивое не устойчивое
Кол-во вплетений
Кол-во пропусков фигур

  ДОМ. ДЕРЕВО. ЗАБОР.

 Включить диктофон t вып. пробы = мин

Инструкция:

«Срисуй эту картинку точно также, как у меня»

Левополушарная «слабость»
Особенности копирования дома и забора Рисунок соответствует образцу 0
У дома, нарисованного в перспективе, пропуск деталей или линий, при изображении забора добавление деталей, появление упрощенного способа рисования на фоне утомления 1
Стереотипное рисование ома с плоским основанием, пропуск нижней части забора или негрубое упрощение 2
Стереотипное рисование дома и пропуск деталей \ линий, пропуск нижней части забора и негрубое упрощение 3
Грубое упрощение дома, уход от программы при изображении забора 4
Правополушарная «слабость»
Особенности копирования дома и забора

 

 

 

Рисунок соответствует образцу 0
Слабо выраженные наклоны рисунка, метрические ошибки, не параллельность линий, диспропорциональность, дощечки забора варьируют по наклону, высоте, ширине негрубые проблемы сочленения забора и дома 1
Сильно выраженные наклон рисунка, не параллельность линий, наличие обратной перспективы, диспропорциональность, метрические ошибки, дощечки забора отделены друг от друга, не включены в целостный забор или меняется единичные ошибки в передаче формы забора 2
Развертка дома, грубая диспропорциональность, зеркальное изображение частей дома, форма дощечек забора искажена, и они нарисованы отдельно 3
Особенности копирования дерева Ветки, сучок и ствол образ, пропорции соблюдены 0
Неточности в изображении конкретного дерева – изменение двух или более признаков 1
Концы веток не прикрыты кроной, рисование по частям, диспропорциональность 1
Неудачная попытка передать копируемое дерево, рисунок со значительными искажениями:

— выраженное  нарушение пропорций, ветки неправильной формы и неверно соединены кроной

2
Примитивное лиственное дерево без передачи конкретных признаков 3
Опознание лиственного дерева затруднен 4

Выключить диктофон

 ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ФИГУР

 Инструкция:

«Вспомни фигуры, которые мы запоминали»

 

Ошибки левополушарного типа
Изменения фигур упрощение
Обтаивание
Улучшение гельштата фигур
Искажение фигур Контаминация
Комплекс изменений, т.е. изменение 2-х признаков
Ошибки правополушарного типа
Изменения фигур Расчленение фигур
Дизметрийные линейные угловые
Искажение фигур Нарушение пропорций и места деталей фигуры
Комплекс или топологические ошибки
Продуктивность за правильно выполненную фигуру 1
За изменение и зеркальность 0,5
Отсроченная 1 2 3 +
       
Не соблюдение строки Нет Есть
0 1
Количество зеркально изображенных фигур в знак Право-лево Верх-низ
Нарушения порядка воспроизведения фигур устойчивое не устойчивое
Кол-во вплетений
Кол-во пропусков фигур

 ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

 

НАЛОЖЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПЕРЕЧЕРКНУТЫЕ ПРЕДМЕТЫ НЕДОРИСОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
елка бабочка булавка
рыба балалайка чайник
тарелка кувшин ведро
ведро молоток лампа
топор лампа ножницы
грабли ландыш ключ
кисть расчёска очки
ножницы сабля
якорь
клещи
весы
лейка
ОЦЕНКА
Продуктивность: количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после самокоррекции или стимулирующей помощи психолога х 0,5 1 2 3
Количество вербальных ошибок
Количество вербально-перцептивных ошибок
Количество перцептивно близких ошибок
Количество ошибок по типу фрагментарности восприятия *
Количество ошибок смешения фигуры и фона *
Количество персевераторных ответов
Количество перцептивно далеких ошибок

 ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Инструкция: «Рассмотри картинки. Видишь, на первой картинке тетя обрызгала дядю, а на второй, наоборот, дядя обрызгал тетю. И в других картинках каждый раз все наоборот. Я сейчас прочитаю предложение, а ты покажешь, про какую оно картинку».

  • Мужчину обрызгала женщина
  • Трактором перевозится машина
  • Газету закрывает книга
  • Клеенка покрыта скатертью
  • Девочкой спасен мальчик
  • Мама перевозится дочкой
  • Мальчика вытаскивает девочка
  • Девочка поймана мальчиком
  • Грузовиком обрызгана машина

 

ОЦЕНКА: Продуктивность (+)
Ошибки на «обратимость» (обозначаются стрелкой ⸔)

Инструкция: «Ты видишь склад. Где-то здесь спрятан клад. Где ты будешь его искать, если в записке написано, что клад там, где… »

  • В ящике бочонок
  • Ящик за бочонком
  • На бочонке ящик
  • Бочонок перед ящиком
  • Бочонок на ящике
  • За ящиком бочонок
ОЦЕНКА: Продуктивность
Ошибки на обратимость
Ошибки понимания предлогов

 ПОНИМАНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУЧАНИЮ

Инструкция:

«Ты узнал, что нарисовано на картинках? Назови».  «Я тебе буду называть предметы на картинках, а ты — их показывать. Слушай внимательно. Смотри на меня».

Если ребенок опускает глаза на картинки, психолог закрывает страницу.

Если ребенок начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча

Если ребенок в ответе меняет порядок слов, то ему дается дополнительная инструкция: «Показывай в том же порядке, в каком я тебе называю».

дрова коса
почка миска
трава бочка коза
точка мишка коса
трава дочка миска бочка
коза дрова почка мишка
точка миска бочка трава коза
мишка коса дочка дрова почка
коза дочка трава бочка коса мишка
дрова почка миска точка трава коза
ОЦЕНКА
Продуктивность Называния  
Понимания слов
Ошибки понимания и удержания:

 

звуковые замены и дублирования
далекие замены
вплетения
изменение порядка слов
пропуски

ЗРИТЕЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Инструкция:

Свободные рисунки: «В каждой клеточке сделай по одному рисунку. Рисуй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись, в каждой клеточке должен быть свой рисунок».

Рисунок растения: «Теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись».

ОЦЕНКА Свободные Растения
Продуктивность (общее количество разных рисунков)    
Содержание рисунков:

 

 

количество предметных рисунков    
количество непредметных рисунков (геометрических фигур, букв, символов и т.п.)    
количество конкретных рисунков    
количество обобщенных рисунков (без специфических признаков названного растения)    
количество неадекватных заданию рисунков    
Качество изображений: количество хорошо узнаваемых рисунков    
количество мало узнаваемых рисунков    
количество неузнаваемых рисунков    
Оценка повторов:

 

количество повторов рисунка и названия    
количество повторов одного рисунка с разными названиями    
количество повторов одного названия для разных рисунков    
количество повторов деталей и приемов рисования    
Называние:

 

количество конкретных названий    
количество обобщенных названий    
Ошибки: количество вербальных ошибок (например, описание растения вместо названия)    
количество вербально-перцептивных ошибок    
количество вычурных редких названий    
Порядок рисования: сверху, вниз, слева направо    
игнорирование верхней половины листа, начало рисования снизу 0 0
игнорирование левой части листа и рисование справа налево 1 1
хаотичное рисование 2 2
Время выполнения 3 3

Включить часы t рисования свободные рисунки = ___ мин

Включить часы t рисования рисунки растений = ___ мин

 ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ

Инструкция:

«Сейчас я назову тебе 5 слов: 4 из них чем-то похожи, а пятое — лишнее. Нужно найти лишнее слово и сказать, почему».

тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка  

 

река, озеро, море, мост, пруд  

 

Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля  

 

курица, петух, орел, гусь, индюк  

 

стол, ковер, кресло, кровать, табурет  

 

ОЦЕНКА
Продуктивность выбора Кол-во категориальных объяснений
конкретно-ситуативных объяснений
Кол-во не адекватных объяснений

РИСУНОК СТОЛА

 Инструкция:

«Нарисуй стол так, чтоб были видны все четыре ножки».

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

Инструкция:

«У меня стол вот такой, я уберу, а ты нарисуй» .

ПО ПАМЯТИ

Инструкция:

«Смотри на рисунок, и срисовывай»

СРИСОВЫВАНИЕ

ОЦЕНКА
Самостоятельный рисунок трехмерное изображение стола в перспективе (прямой или обратной) без грубых метрических и проекционных ошибок 0
неточное трехмерное изображение стола с метрическими и / или проекционными ошибками 1
неполное трехмерное изображение стола (крышка — а ножки нет, или наоборот) 2
плоскостное изображение стола без искажения пропорций 3
плоскостное или «распластанное» изображение стола с грубыми топологическими, метрическими или проекционными ошибками 4
Рисунок по памяти и копирование                                                            трехмерное изображение стола с традиционной передачей перспективы (крышка стола — параллелограмм, одна ножка частично скрыта) Самостоятельно По памяти Копирование
* 0 0
неточная передача с метрическими и проекционными ошибками * 1 1
неточная передача с крышкой в форме трапеции без грубых метрических и/или проекционных ошибок * 2 2
плоскостное изображение стола с крышкой в форме прямоугольника без грубых метрических ошибок * 3 3
изображение топологическими, метрическими и проекционными ошибками * 4 4
Нарушения пространственной ориентации:

 

 

отсутствие ошибок такого рода 0 0 0
несоответствие горизонтальных и вертикальных            линий краям листа и друг другу 1 1 1
Ошибки по типу инертности: нет ошибок * 0 0
есть ошибки * 1 1

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

 Включить диктофон

 Инструкция:

«Разложи картинки по порядку». «Посмотри на картинки внимательно еще раз и составь рассказ, чтобы было понятно, что произошло» (после совместного или самостоятельного раскладывания картинок).

Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА
Время составления рассказа: t вып.
Раскладывание серии картинок

 

картинки разложены самостоятельно и правильно 0
нужна стимулирующая помощь при выполнении 1
необходимы наводящие вопросы при выполнении 2
помощь психолога не приводит к правильному раскладыванию картинок 3
Смысловая полнота рассказа самостоятельное упоминание слов в рассказе 3
упоминание после вопросов психолога, при неточном определении объекта или действия 1,5
отсутствие упоминания: 0
дядя (папа, дедушка)
идет, несет, выбросить (выкидывать)
мусор, выносит ведро (с мусором)
подошел к
бак, мусорный бак, мусорка, помойка
стал высыпать
(подул) ветер
из-за ветра
(мусор) полетел обратно (в лицо)
стал грязным
Всего:
Смысловая адекватность: в рассказе верно передан смысл происходящего 0
смысловая неадекватность из-за слабости левополушарных функций:
пропуск одного из ключевых смысловых звеньев, самостоятельно корригируемый 1
пропуск 1-2 ключевых смысловых звеньев 2
пропуск трех и более смысловых звеньев, сохраняющийся после наводящих вопросов 3
смысловая неадекватность из-за слабости правополушарных функций:
при фактологически верном описании событий связь между ними нарушается ошибочное, мало реалистическое толкование событий с ошибочным восприятием 1
(игнорированием) одного — двух компонентов картинок 2
нереалистическое толкование событий с игнорированием нескольких компонентов картинок 3
Программирование рассказа:

 

рассказ включает основные смысловые единицы в правильной последовательности и с наличием связующих звеньев 0
пропуск смысловых единиц. отсутствие связующих звеньев или наличие необоснованных повторов связующих слов 1
пропуск смысловых звеньев, тенденция к перечислению деталей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании 2
отсутствие связного текста 3
Грамматическое оформление рассказа рассказ оформлен грамматически правильно с использованием разных грамматических конструкций 0
рассказ оформлен грамматически правильно, но предложения короткие отмечается однообразие синтаксических структур или имеются нарушения порядка 1
предложения короткие, при этом встречаются единичные аграмматизмы т.е. упрощения синтаксических структур 2
допускаются множественные синтаксические ошибки, в том числе пропуск глагольного сказуемого 3
Лексическое оформление рассказа

 

адекватное использование лексических средств 0
поиск слов или единичные близкие вербальные замены 1
поиск слов и единичные вербальные парафазии ему все в лицо полетело 2
множественные лексические ошибки, выраженная бедность словаря 3
Длина рассказа:

 

количество слов в самостоятельном рассказе
количество слов в целом рассказе (включая ответы на вопросы)
Количество сложноподчиненных предложений
Количество параграмматизмов : Средняя длина фразы
Общий темп речи (количество слов в рассказе: время)

 Выключить диктофон t вып. пробы = _____ мин

  КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ КУБИКОВ КООСА

Инструкция: «Сложи из кубиков узор, такой же, как на образце».

t вып. мин.     t вып. мин t вып. мин t вып. мин
 

 

 

 

 

 

 

     
ОЦЕНКА
Продуктивность (количество правильно выполненных фигур: (в течение 1 минуты х 1) + (за последующее время х 0,5)
Ошибки

за каждую неисправленную ошибку начисляется I балл, за ошибку с самокоррекцией — 0,5 баллов

 

по типу изменения деталей (например, неправильное положение верхнего правого кубика в первой фигуре)
по типу «обтаивания», т.е. когда один из кубиков (чаше всего белый в первой фигуре) отсутствует нарушения целостной структуры фигуры (выход за границы квадратной рамки)
нестыковка деталей фигуры

ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБА

Инструкция:

«Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки. Только фломастер от листа отрывать нельзя».

Время выполнения:  (сек.)
Количество выполненных пачек (серий из 2 элементов)
ОЦЕНКА
Выполнение:

 

Правильное выполнение 0
Различия элементов по размеру? изменение по типу уподобления элементов (замена вертикальных линий пологими) / незначительное сглаживание углов 1
Наличие «площадок» (горизонтальных линий внизу), поэлементное

выполнение, отрывы

2
Тенденции к расширению программы (повтор 1-го компонента внутри серии) 3
Инертное выполнение расширенное или упрощенной программы (нет 1-го из 2 элем.) 4
Остановки и отрывы при выполнении: 0-2 0
3-5 1
6-8 2
Более 8 3
Ошибки следования графической программе: отсутствие ошибок 0
переход к правильной программе после указания нейропсихологом 1
уход от программы 2
Нарушения тонуса:

 

Гипотонус/гипертонус
Размер элементов и нажим стабильны 0
Тенденция к микрографии (макрографии) или ослабление (усиление) нажима 1
Тенденция к микрографии (макрографии) и ослабление (усиление) нажима 2
Микрография (макрографии) и \или незавершение строк\продавливание бумаги 3
Удержание строки: Графические элементы не выходят за рамки строки 0
Графические элементы не отклоняются больше, чем высота строки 1
Графические элементы отклоняются больше, чем высота строки 2
Копирование образца Нет ошибок 0
Зеркальные ошибки (верх-низ) 1

ЗАВЕРШЕНИЕ ФРАЗ

«Закончи предложение»

  •  «Игорь промочил ноги, потому что________________________________».
  • «Маша замерзла, хотя____________________________________________.

 Для детей 2-4 классов (письменный вариант):

  • Оля читала книгу, _____________________________ не дочитала до конца.
  • Поезд не пришел вовремя, _________________________ ремонтировались пути.
  • Маша опоздала в школу, _____________________________очень торопилась.
  • Саша не пойдет гулять, _____________________________ не выучит уроки.

 Продуктивность:

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ОЦЕНКА РИТМОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РИТМОВ ПО РЕЧЕВОЙ ИНСТРУКЦИИ

Более громкие удары — 1 и более тихие — *

Инструкция:

Выполнение ритмов по образцу «Постучи как я».

П П П Ш Ш Ш Ш Ш Ш (быстро) П П П (быстро) П*** I** **I ***II
 

 

 

 Инструкция:

Для учащихся 3-4 классов серии I и 2 не предъявляют, дополнительно

 ***Ш * lIl
 

 

 
Ошибки:

количество ошибок восприятия количество ошибок серийной организации (инертность)

 Инструкция:

Выполнение ритмов по речевой инструкции «Постучи несколько раз».

по 2 раза       по З раза I раз громко и 2 тихо 3 раза слабо и 2 сильно

 

 

 

 

 

 

Ошибки:

 

количество ошибок усвоения программы количество ошибок серийной организации (персеверации).

Инструкция:

Оценка ритмических структур. «По сколько раз я постучала?»

П П П Ш Ш Ш П П П (быстро) )Ш Ш Ш (быстро)
 

 

 

Ошибки: количество ошибок восприятия трудности понимания речевой инструкции (Ш блок)
Продуктивность: (с первого раза х 1) + (после самокоррекции или обращения внимания на ошибку х 0,5). 1) 2) 3) 25 (9)

 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Инструкция:

  • «Реши задачу: «На дереве сидело 5 птиц. 2 улетели. Сколько птиц осталось?»
  • «Реши вторую задачу: «На дереве сидели птицы. Сначала улетели З птицы, а потом 2.
  • Сколько птиц улетело?
ОЦЕНКА
Продуктивность:  
Трудности вхождения в задание: Есть Нет
Импульсивность: Есть Нет

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС

Инструкция:

Нарисуй своего человечка, кая я. Молодец. Голова получилась вверху, а ноги внизу. Теперь я справ нарисую руку. И ты справа нарисуй руку».

Нейропсихолог демонстрирует выполнение в правом нижнем углу, а ребёнок в левом нижнем углу.

1фигура (при не правильном выполнении инструкции повторяется еще раз)

2 фигура (если задание выполняется неправильно, то инструкция повторяется еще раз, что в протоколе обозначается стрелкой)

3 фигура

4фигура

ОЦЕНКА
Усвоение инструкции: с первого раза 0
усвоение после второго предъявления инструкции 1
усвоение после третьего предъявления инструкции 2
не усвоение инструкции 3
Продуктивность (количество с первого раза безошибочно перешифрованных фигур х 1) + (после самокоррекции или повторного предъявления инструкции х 0,5)
 

Ошибки:

 

количество ошибок перешифровки «верх-низ»
количество ошибок перешифровки «лево-право»
количество линейных дизметрий
количество угловых дизметрий
количество топологических ошибок (изменений места элементов)
Нарушения ориентации фигур, несоблюдение строки нет наклона, строка соблюдена 0
есть наклон фигур (координатная ошибка или строка не соблюдена 1
есть наклон фигур и несоблюдение строки 2

ПРОБА ХЭДА

Инструкция:

зеркальные: «Выполняй действия, как я»

Тыльная сторона правой руки прикоснись к подбородку Левая рука  держит кончик правой брови Тыл правой руки прикоснись к правой щеки
   

 

 

 Инструкция:

с перешифровкой «Сейчас что я буду делать правой рукой, то ты делай тоже правой рукой., что я буду делать левой рукой, ты делай тоже левой рукой». Поставить локоть на стол и дать выполнения ребёнком. «Где твоя рука?».

(Если первую пробу ребенок выполняет неправильно, то инструкция повторяется, что в протоколе обозначается стрелочкой)

Левая рука держит мочку правого уха Правая ладонь прикоснись

 к левой щеке

Тылом левой руки  прикоснись к левой щеке
   

 

 

Инструкция:

Ты молодец стараешься! Теперь поработаем двумя руками: «Выполняй двумя руками».

Левая рука к правой щеке. Правый тыл руки под левый локоть Тыл левой руки на правый вертикальный кулак Левая рука держит мочку правого уха, тыл правой руки на левой щеке.
   

 

 

 

ОЦЕНКА

Продуктивность (количество проб, выполненных с первой попытки)  
Ошибки:

 

количество пространственных ошибок (зеркальность, замедленный ответ)  
количество соматотопических ошибок (показ вместо мочки уха всего уха, вместо конца брови всей брови)  
количество регуляторных ошибок (импульсивность)  
Усвоение инструкции:

 

с первого раза 0
после второго предъявления инструкции 1
не усвоение инструкции 2

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

Включить диктофон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА
 Смысловая полнота рассказа   Балл
галка  
услышала (узнала), что  
голубей  
хорошо кормят  
побелилась, покрасилась (оделась) в белый цвет  
прилетела к голубям / влетела в голубятню  
голуби (они)  
ее не узнали  
(голуби) ее приняли  
галка закричала  
по-галочьи  
голуби (узнали и) выгнали
галка вернулась к своим  
свои не узнали и поэтому…  
свои выгнали  
Всего:  
самостоятельное упоминание слов в рассказе 0
упоминание после вопросов психолога, при неточном определении объект уши действия 1
отсутствие упоминания 2
Переработка слуховой информации
Количество предъявлений текста  
Лексическое оформление пересказа:

 

 

адекватное использование лексических средств 0
поиск слов или единичные близкие вербальные замены 1
бедность словаря, вербальные парафазии, пропуск точных номинаций и замена их местоимениями 2
выраженная бедность словаря, множественные лексические ошибки 3
Количество параграмматизмов, являющихся системными (вторичными) следствиями лексических трудностей.  
Программирование и контроль  
Смысловая адекватность:

 

правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла баси 0
неточное изложение событий с правильными ответами на вопросы или правильное полное описание событий с пониманием смысла после уточняющих вопросов 1
неполное (с пропуском смысловых звеньев) изложение событий без исправления после наводящих вопросов 2
искажение событий при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи 3
Серийная организация
Программирование рассказа: пересказ включает основные смысловые звенья в правильной последовательности и с наличием слов-связок 0
пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих слов или наличие необоснованных повторов слов-связок 1
тенденция к фрагментарности, перечислению деталей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании, сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта 2
невозможность построения связного текста 3
Грамматическое оформление рассказа

 

пересказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций 0
пересказ оформлен грамматически правильно, но предложения короткие; отмечается однообразие синтаксических структур или имеются нарушения порядка слов 1
предложения короткие, при этом встречаются единичные аграмматизмы, т.е. упрощения синтаксических структур 2
допускаются множественные синтаксические ошибки, в том числе пропуск           глагольного сказуемого 3
Длина пересказа (количество слов)  
Количество сложных предложений (в целом и сложноподчиненных предложений отдельно)  
Средняя длина фразы (количество всех слов в пересказе до вопросов / количество фраз до вопросов)  
Время пересказа  
Темп пересказа (количество слов \ время)  
Функции правого полушария
Вплетение деталей, мало реалистичных в описываемой ситуации, искажение  деталей, в том числе связанное с нарушением порядка событий: отсутствие вплетений 0
единичное вплетение или искажение 1
множественные вплетения

 

2
Понимание намерения главного персонажа Правильное понимание 0
Неверное понимание, неверная эмоциональная оценка 1

ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ

Инструкция:

Начиная со 2 класса, можно давать таблицы Шульте 1-25.

«На этой таблице покажи по порядку цифры от 1 до 10 черного цвета. Делай быстро и внимательно, я засекаю время».«Молодец, теперь покажи по порядку цифры красного цвета. Делай быстро и внимательно».

Цифры I проба 2 проба З проба
1-5 6-10 1-5 6-10 1-5 6-10
Время

 

Ошибки с с/к

 

Ошибки без с/к

 

«На этой таблице ты будешь показывать сначала цифру черного цвета, потом цифру 1 красного цвета, затем цифру 2 черного цвета и цифру 2 красного цвета, затем так же З и З. Понятно?

Итак, сначала какие цифры? — Правильно, черные. А потом? — Да, красные. Делай быстро и внимательно».

Общее количество ошибок:

error: Копирование без разрешения автора запрещено.