Родительское сопровождение:
- Организация взрослыми внешней деятельности ребенка.
- Соблюдение режима сна и отдыха. Отход ко сну и подьем всегда в одно и тоже время.
- Выполнение домашней работы или заданий под будильник-таймер.
Сенсорная система:
- Ежедневная аквивация вестибулярной системы.
- Ежедневная активация тактильной системы ребенка через массаж тела, ворониковой зоны, рук, ног и пальцев рук и ног.
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь» позитивной модели».
- Подчеркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах и повышает его самооценку.
- Поощрение желательного поведения может не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребенка наклейками, вырезанными из бумаги звездочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определенного их количества – вознаграждать.
- Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на детском страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку.
- Совместно решайте возникшие трудности.
- Старайтесь реже говорить «нет»и «нельзя» – лучше попробуйте переключить его внимание.
- Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Придерживайтесь единства требований в воспитании ребенка.
- Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
- Не раздражайтесь, если ребенок неправильно выполняет поручения, спокойно повторите ему новое задание.
- Дайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Не давайте ребенку длинных указаний и не читайте долгих нотаций он вас просто не выслушает до конца.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживленных местах оказывает на такого ребенка чрезмерно возбуждающее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Старайтесь подобрать ему не гиперактивных друзей, чтобы они «не заводили» друг друга. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность направьте ее в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребенок должен следовать только указаниям).
- Больше играйте с ребенком: через эту самую близкую и понятную ему де ятельность вы многому сможете его научить.
- Помните – игра для ребенка важнее медикаментов, привлекайте ребенка к подвижным играм для «сброса» лишней энергии, контролируйте выполнение ре бенком правил игры.
- Отвлекайте ребенка от «двигательной бури» рисованием, чтением.
- Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей. Ограничьте ребенка в питании шоколада, острой, соленой пищи, лимонада, исключите пищевые красители.
- Соблюдайте четкий режим сна и отдыха: прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время, награждайте ребенка за его соблюдение.
- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался, недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля, к концу дня ребенок может стать неуправляемым.
- Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя, вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
- Не навязывайте ему жестких правил, ваши указания должны быть указаниями, а не приказами, требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
- Помните – вызывающее поведение Вашего ребенка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
- Создайте необходимые условия для работы.
- У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.
- Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
- Ограничьте просмотр телевизора, исключите западные мультфильмы и фильмы ужасов, предпочтение отдавайте обучающим программам.
- Работайте в постоянном контакте с педагогом.
- Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с у чебными проблемами своего ребенка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями – ваша первая задача.
Диагностика и тренировака концентрации внимания Таблицы Шульте
Дети 7-8 лет:
- высокий уровень — до 1 минуты
- средний уровень — 1-1,5 минуты
- низкий уровень — свыше 1,5 минуты
Дети 9-10 лет:
- высокий уровень — до 50 секунд
- средний уровень — 50 секунд — 1 минута
- низкий уровень — свыше 1 минуты
- 3. Литература по СДВГ
https://www.additudemag.com/behavioral-parent-training-for- adhd-adjusting-strategies/ https://www.mayoclinic.org/di
seases-conditions/oppositional -defiant-disorder/symptoms- causes/syc-20375831
https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/9905-opposit ional-defiant-disorder Полезные книги по СДВГ: «Ваш непослушный ребенок» Рассел Баркли,
«Совладание с СДВГ у детей» Рассел Баркли, Когда ребенок не может
слушаться Альберт Фейгельсон, «Почему я отвлекаюсь» Э. Хэлловэлл,
«Экстремальное материнство» Ирина Лукьянова, «Магия на 1-2-3»Концепция поведения родителей с ребенком с СДВГ: поощрять за хорошее
действие конкретно «молодец, что убрал свои вещи за 5 минут», ставить
конкретные задачи, план/расписание дня с указанием временных
промежутков для выполнения каждого пункта (см.ниже)Визуальное расписание
https://www.additudemag.com/memory-tricks-adhder-see-adhder- do/ Использование системы поощрений и похвалы
https://depts.washington.edu/uwhatc/PDF/TF-%20CBT/pages/8%20 Parent%20Management%20Training /101%20Phrases%20of%20Praise. pdf