Признаки и симптомы гравитационной неуверенности, т.е. необычной реакции на движение или высоту, которые, как правило, не вызывают страха у других детей того же возраста. Дети, которым свойственны такие ответы, не находят понимания у окружающих, а их проблемы обычно относят к эмоциональной или поведенческой сфере.
Самое важное, что вы сможете сделать, – это осознать реальность проблемы и уважать реакции вашего ребенка на разные ситуации. Считать, что перед нами расстройство поведенческой или эмоциональной сферы, — значит только усугублять положение.
Рекомендации в помощи организации гравитационной информации ребенка:
- Постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх (качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе).
- Почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция или ощущение давления на мышцы, суставы и туловище. Если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем если просто держать его за руку.
- Мягкое возвратно-поступательное движение обычно переносится легче, чем вращение. Помогайте ребенку двигаться с той скоростью и в том направлении, которые для него наиболее комфортны.
- Не пытайтесь заставлять ребенка выполнить наклон назад, пока он не готов смириться с этим ощущением.
- Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости.
- Прикрывать глаза помогает «настроиться» на ощущение положения своего тела в пространстве.
- Дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки, или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью) для усиления чувства безопасности при движении или лазании.
- Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
- Собираясь посетить какое-либо событие или мероприятие (пикник в незнакомом парке), сходите на место его проведения заранее, чтобы дать ребенку не спеша осмотреться и привыкнуть к обстановке и предметам, — так он лучше справится со страхом.