3 месяца
- Рассматривает вложенную в руку игрушку.
- Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка.
- Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца
- Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее и захватывает.
5 месяцев
- Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности.
- Подолгу играет с подвешенными игрушками.
- Чётко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
5,5 месяцев
- Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает.
6 месяцев
- Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
8 месяцев
- Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими, подражает действиям взрослого с игрушками ( толкает, стучит, вынимает и др.).
9 месяцев
- Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям.
- С предметами действует по- разному в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
9,5 месяцев
- Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает.
10 месяцев
- Усвоение условных действий с игрушками и предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.) действия с предметами принимают устойчивый характер.
11 месяцев
- Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь.
- Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).
1 год
- Играет с мячом.
- Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и др.).
- Переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
- Строит простые структуры из блоков.
1 год 1 месяц- 1 год 3 месяца
- Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками.
- Наблюдает за игрой других детей.
- Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.)
1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев
- Играет самостоятельно, если рядом взрослый.
- Начало функциональной игры.
- Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев
- Любит катать, перетаскивать игрушки.
- Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков.
- Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
1 год 10месяцев- 2 года
- Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.).
- Делает куличики.
- Собирает закручивающиеся игрушки.
- Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
2 года- 2года 6 месяцев
- Собирает пирамидку по порядку.
- Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону).
- Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих.
2 года 6 месяцев- 3 года
- Совместная сюжетная игра с другим ребенком.
- Появляются элементы ролевой игры.
3-4 года
- Игра с воображаемой действительностью.
- Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)..
4-5 лет
- Сопровождает игру речью (озвучивает куклу).
- В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия).
- Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей.
- «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни.
5-6 лет
- Усвоение способов построения сюжета — опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование; нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.).
6-7 лет
- Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий.