1 месяц
- Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание.
3 месяца
- Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций.
4 месяца
• Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации.
5 месяцев
- В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность.
6 месяцев
- Реагирует на свое имя.
7 месяцев
- Понимает речевые команды с жестовым подкреплением.
- Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого.
- На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.
8 месяцев
- Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы.
- На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки» «дай ручку».
- Понимает речевые команды без жестового подкрепления.
9 месяцев
- По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте.
- знает свое имя, оборачивается на зов.
- Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого.
10 месяцев
- Начинает узнавать предметы на одно предметных картинках.
- По указанию взрослых выполняет действия с игрушками 10,5 мес.
- По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает.
- При заигрывании с ребенком («догоню-догоню», «сорока ворона, «прятки» и др.) выполняет разученные действия и движения.
11 месяцев
- Понимает команду «нельзя».
- словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами.
1 год
- Выполняет много команд по просьбе.
- Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей.
- Выполняет отдельные поручения («найди», « принеси», «отдай тете », «положи на место» и др.).
1 год 3 месяца
- Показывает несколько частей тела.
1 год 6 месяцев
- Показывает все части тела.
- Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам.
1 год 8 месяцев
- Показывает все объекты в быту.
- Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на простые вопросы взрослого.
2-3 года
- Показывает много картинок.
- Понимает содержательную речь, несложные рассказы без показа.
- Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке.
- Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия.
3-4 года
- Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.
4-5лет
- Может ответить на отвлеченные вопросы, например «светит ли ночью солнце?
5-6 лет
- Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх».