0-2 месяца
- Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки.
- Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени.
3 месяца
- Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.
4 месяца
- Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу.
- Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем.
5 месяцев
- Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку — она загремит.
- Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка.
- Следит откуда и куда падает предмет.
6 месяцев
- После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой).
- Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет.
7 месяцев
- Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи.
- Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть.
- Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки.
8 месяцев
- Поиск наполовину спрятанной игрушки.
9 месяцев
- Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой».
10 месяцев
- Пользуется «указательными жестами».
11 месяцев
- Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке).
- Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.
- В состоянии определить высоту и края предметов.
1 год
- Узнает значение слов, коротких фраз.
- Различает несколько предметов по названиям.
- Ищет спрятанную игрушку.
1 год 5 месяцев- 1 год 7 месяцев
- Тянет в рот только съедобное
- Узнает простые картинки в книге.
- Может выполнить поручение из 1 действия
2 года
- Различает «один» и «много.
- Различает «большой» и «маленький.
- Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок.
2 года 6 месяцев
- Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне).
- Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника.
- Подбирает цвета по образцу (синий к синему).
3-4 года
- Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы.
- Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
- Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме по цвету.
4-5лет
- Может сам составить рассказ по сюжетной картинке.
- Понимает смысл последовательных картинок.
- Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом.
- Легко заполняет доску Сегена.
- Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп): с помощью и самостоятельно.
- Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые».
5-6 лет
- Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется
- Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.
- Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов.
6 — 7 лет
- Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений
- Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью 6 лет, самостоятельно 6 лет 6 мес.
- Способен разделять объекты на классы и подклассы ( к семи годам).