1 месяц
- Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним.
- Гортанные звуки.
2 месяца
- Спонтанно произносит гласные звуки, отраженно гулит.
- Повторно произносит отдельные звуки.
- Преимущественно общение криком.
3 месяца
- Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление.
- Визжание, посмеивание.
4 месяца
- Активное гуление.
5 месяцев
- Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков.
- Начинает произносить согласные звуки.
6 месяцев
- Учится произносить согласные звуки, изменяя форму рта
- Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными).
- Активный недифференцированный лепет.
- Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии.
7 месяцев
- Начинает произносить различные звуки на одном дыхании
- Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
- Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба».
8 месяцев
- Громко, чётко и повторно произносит различные слоги.
- Произносит повторные слоги не к месту (ма-ма, ба-ба, са-са, па-па).
9 месяцев
- Произносит повторные слоги к месту (ма-ма, ба-ба, па-па)
- Подражая взрослому, учит новые слоги.
10 месяцев
- Называет людей и предметы слогами.
1 год
- Говорит около 5 облегченных слов (ма-ма, да-да).
- легко подражает новым слогам.
- Может произносить непонятные фразы.
1 год 2 месяца — 1 год 4 месяца
- Соотносит слоги с определенным предметом.
- Выражает желания с помощью речи (появление глаголов).
- Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
1 год 6 месяцев- 1 год 9 месяцев
- Говорит около 10 слов (в основном названия) «Телеграфная речь»: двухсловные предложения.
- Поёт простые песенки.
2-3 года
- Составляет предложения и 3-4 слов.
- Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный).
- Легко повторяет фразы.
3-4 года
- Пытается использовать множественное число, прошедшее время 3 г.
- Использует отрицательные частицы «не., «ни» 3 г.
- Использует прилагательные и местоимения 3 г. 6 мес.
- Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» 3 г. 6 мес.
- Способен вести диалог с взрослым 3т. 6 мес.
- Использует сложные предложения 3 г. 6 мес.
- Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
4-5 лет
- Использует вежливые просьбы 4 г.
- Использует будущее время 4 г.
- Использует определение пространства: «на», «под», «за» 4 г.
- Читает стихи 4 г. 6 мес.
5-6лет.
- Появляется соединение простых предложений в сложные 5 лет.
- Появление разделительных вопросов 5 лет.
- Может описать свои чувства 5 лет.
- Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда» «ложь».