1-2недели
- Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.
1,5 месяца
- Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя.
2 месяца
- На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой.
- Длительное сосредоточение на другом ребенке.
3 месяца
- Смеется в голос.
- В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления».
- Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
4 месяца
- «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро.
- Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
- Может искать взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
4,5 месяца
- Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.
5 месяцев
- Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул.
- Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит.
- Различает мимику и жесты окружающих.
- Может радоваться ребенку, брать у него из рук игрушку, гулить.
5,5 месяцев
- Реагирует на строгие и ласковые интонации.
6 месяцев
- Активно выражает отношение к «близким» и «чужим».
- Эмоции дифференцированы.
6,5 месяца
- Тянет руки, чтобы взяли на руки.
7месяцев
- Устав, начинает требовать внимание самого близкого человека (чаще материи).
8 месяцев
- Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение.
- Смотрит на действия другого и смеётся или лепечет.
9 месяцев
- Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях.
- Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям и движениям другого.
10 месяцев
- Эмоциональное состояние внешне отчетливо проваляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями.
- Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
11 месяцев
- Машет рукой на прощание.
- Радуется приходу детей.
- Избирательное отношение к детям.
12 месяцев
- По просьбе обнимает родителей.
- Протягивает или отдает игрушку, сопровождая смехом или лепетом.
- Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
1 год 2 месяца
- Появляется сопереживание, утешение.
1 год 3 месяца
- Использует «нет» (слово, звук, жест), выражает несогласие.
1 год 4 месяца
- Использует «да» (слово, звук, жест), выражает согласие.
1 год 7 месяцев
- Помогает в простейших работах по инструкции.
1 год 8 месяцев
- Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами.
1 год 10 месяцев
- Активно пользуется жестами.
- Острая реакция на отсутствие матери.
3 года
- Появляется понимание и использование в речи местоимений «Я» — «мое», «ТЫ» — «твое».
- Знает свой пол.
4 года
- Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми.
4 г 6 месяцев
- Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы.
5-6 лет
- Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству.