1 неделя
- Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами
2 месяца
- Открывает кулачок.
- Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет в рот.
3 месяца
- Иногда захватывает предмет кистью руки.
- Тянется к игрушке, хватает ее.
- Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
- Ударяет и раскачивает предмет.
4 месяца
- Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает.
- Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
5 месяцев
- Начинает захватывать мелкие предметы.
- Перекладывает игрушку из руки в руку.
- Четко берет игрушку из рук взрослого.
- Удерживает в руке игрушку.
7 месяцев
- Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
- Активно манипулирует предметами.
- Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
- Схватывает предметы большим и указательным пальцами.
- Стучит друг о друга двумя кубиками, которые держит в руках.
- Захватывает предмет одной рукой.
8 месяцев
- Для захвата использует большой палец.
- Стучит игрушкой об игрушку.
- Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-З колец (снимает, сбрасывает).
- Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
- Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.).
9 месяцев
- Пытается ставить кубик на кубик.
- С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
- Может вложить предмет в коробку.
- Может играть с движущимися игрушками.
10 месяцев
- Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы.
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками. действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.).
- Действия с предметами принимают устойчивый характер.
- Может держать мелок и старается рисовать.
11 месяцев
- Овладевает новыми разученными действиями.
- Начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).
- Переворачивает страницы не всегда по одной.
- Захват двумя пальцами.
- Любит открывать и закрывать что-либо.
12 месяцев
- Может перелистывать страницы у картонной книжки.
- Опускает мелкие предметы в узкое отверстие.
- Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
- Переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
- Пользуется чашкой и ложкой.
1 год 2 месяца
- Аккуратно берёт изюм щипцами.
- Строит башню из двух кубиков.
- Спонтанно чешется.
- Самостоятельно высыпает изюм из бутылки.
- Держит 2-3 предмета в одной руке.
- Может перевернуть коробку, чтобы взять содержимое.
1 год 5 месяцев
- Рисует каракули, росчерки.
- Разрывает бумагу.
- Строит башню из 4-х кубиков.
- Самостоятельно высыпает изюм из бутылки.
- Может откатить мяч или бросить мяч.
- Поднимает предметы в движении.
- Регулярно пьёт и з чашки.
1 год 8 месяцев
- Переворачивает по одной странице.
- Различает форму предметов и может класть их в соответствующие лунки.
- Берет и кладёт игрушку одновременно.
- Расстёгивает молнию на одежде.
- Рисует вертикальную линию с отклонениями не больше30.
- Может сложить 2-3 блока конструктора.
- Может снять носки и туфли.
2-3 года
- Формируется предпочтение руки.
- По показу повторяет вертикальные и круглые линии «Правильно» держит карандаш (с 2,8мес).
- Откручивает крышки, поворачивает ручки.
- Разворачивает бумагу.
- Копирует круг.
- Строит башню из 8 кубиков.
- Может рисовать вертикальную и горизонтальную линию, но не может сделать пересечение линии.
- Может пользоваться маленькими ножницами.
- Может собрать простую мозаику.
- Может играть на простом музыкальном инструменте.
3-4 года
- Копирует круг.
- Расстегивает пуговицы.
- Выбирает наиболее длинную линию из 3-х.
- Рисует человека из 3-х частей.
- Копирует квадрат.
4-5 лет
- Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами).
- Копирует треугольник.
- Верно рисует квадрат.