Методика незаконченнных предложений САКСА-СИДНЕЯ, модифицированная для психосоматических больных

ЦЕЛЬ — определить уровень тревожности.

 ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

ИНСТРУКЦИЯ:

 «Перед Вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в ответ близкое Вам содержание. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения не раздумывая, первым ответом, который приходит в голову».

ВОПРОСЫ:

Отношение к прошлому

  1. Когда я был (а) ребенком…
  2. Когда-то я…
  3. Если бы снова стать ребенком…
  4. Моим самым живым воспоминанием детства является…

Отношение к будущему

  1. Будущее кажется мне…
  2. Надеюсь на…
  3. Наступит тот день, когда…
  4. Когда я буду старым (ой)…

Жизненные цели

  1. Я всегда хотел(а)…
  2. Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы…
  3. Моим скрытым стремлениям в жизни…
  4. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…

Отношение к отцу

  1. Думаю, что мой отец редко…
  2. Если бы мой отец только захотел…
  3. Я хотел (а) бы, чтобы мой отец…
  4. Думаю, что мой отец…

Отношение к матери

  1. Моя мать…
  2. Моя мать и я…
  3. Считаю, что большинство матерей…
  4. Я люблю свою мать, но…

Отношение к друзьям и знакомым

  1. Думаю, что настоящий друг…
  2. Не люблю людей, которые…
  3. Больше всего люблю людей, которые…
  4. Когда меня нет, мои друзья…

Отношение к семье

  1. По сравнению с большинством других семей моя семья…
  2. Моя семья обращается со мной…
  3. Большинство известных мне семей…
  4. Когда я был(а) ребенком, моя семья

Отношение к мужчинам (женщинам)

  1. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
  2. Считаю, что большинство девушек (юношей)…
  3. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
  4. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

Отношение к половой жизни

  1. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
  2. Супружеская жизнь мне кажется…
  3. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
  4. Моя половая жизнь…

Отношение к школе и учителям

  1. Наш директор школы…
  2. В школе мои учителя…
  3. Когда ко мне приближается мой классный руководитель…
  4. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

Отношение к подчиненным

  1. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
  2. Если кто-нибудь работает над моим руководством…
  3. Мои одноклассники…
  4. Когда я даю другим поручение…

Отношение к товарищам и одноклассникам

  1. Лучше всего мне работается…
  2. Люди, с которыми я учусь…
  3. Люблю работать с людьми, которые…
  4. Люди, которые учатся или работают со мной…

Страхи и опасения

  1. Знаю, что глупо, но боюсь…
  2. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
  3. Хотелось перестать бояться…
  4. Мои опасения не раз заставляли меня…

Сознание вины

  1. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
  2. Моей самой большой ошибкой было…
  3. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым, если…
  4. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…

Отношение к себе

  1. Если все против меня, то…
  2. Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы…
  3. Моя небольшая слабость заключается в том…
  4. Когда мне начинает не везти, я…

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

Для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (—) и «наличие конфликта» (+), если предложение содержит отрицательный смысл. Потом подсчитывается общее количество минусов, если из четырех предложений три или четыре высказывания имеют отрицательную окраску, то конфликт налицо.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.