Основу коррекционно-развивающей методики «Кинезиологические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция) и учителя Билла Хьюберта, BAL-A-VIS-X (“BALANCE – AUDITORY – VISUAL – EXERCISES”) «Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения»).
Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.
Методика предназначена для развития:
- Регуляторной сферы: формирование программ действий, способность оценки и интериоризации внешней программы, удержание программы в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функций контроля над реализуемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
- Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение вестибулярных программ, автоматизация моторных программ, устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
- Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
- Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, расширение полей зрения, преодоление зрительного игнорирования, формирование компенсаторной стратегии при гемианопсиях — выпадение поля зрения, формирование устойчивого навыка , переключения между дальным и ближним объектом, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз, навыков чтения и письма.
- Слуховой системы: улучшение восприятия и обработки не речевых шумов, формирование чувства ритма (внутреннего и внешнего), умение различать и оценивать темпо- ритмические рисунки, чувство ритма, оценка правильность исполнения движений.
- Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.
Методика показана при работе с:
- Детьми и взрослыми.
- Нормотипией как метод увеличения потенциала.
- Повышения самооценки.
- С эмоциональными и поведенческими трудностями.
- Нарушениями работы вестибулярного аппарата.
- Нарушениями координации движений и моторной неловкости.
- Трудностями в обучении ( в устной и письменной речи, чтения, письма и счета).
- Трудностями выстраивания отношений с учителями и сверстниками.
- Трудностями взаимодействия с товарищами, сотрудничество и гармоничной работе в команде.
- Синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, невнимательность, гипереактивность -импульсивность.
- Расстройствами (задержка и асинхрония развития, аутизм).
- Задержкой психоречевого и интеллектуального развития.
- Общим недоразвитием речи и умственной отсталостью.
- расстройством аутистического спектра;
- Заболеваниями детского центрального паралича.
- При реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний.
- Восстановление после опухолей.
- Постинсультные состояния.
- Эффективности других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Основные принципы выполнения упражнений:
Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.
Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.
Важные принципы выполнения упражнений:
- Зрительный контроль глазами за мячом и мешочком.
- Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма.
- Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля.
Программа упражнений состоит из:
- Захвата мяча.
- Осевых упражнений.
- Комплекса глазодвигательных упражнений.
- Базового блока (самостоятельно, в паре, в группе).
- Вестибулярного блока.
- Межполушарного блока.
Возраст с 3 лет.
Периодичность занятий 3 раза в неделю по 30 минут.