«Кинезиологические мячи и мешочки» в нейропсихологии

Основу  коррекционно-развивающей методики «Кинезиологические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт  доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция) и учителя  Билла  Хьюберта,  BAL-A-VIS-X  (“BALANCE – AUDITORY – VISUAL – EXERCISES”) «Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения»).


Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.

Методика предназначена для развития:

  • Регуляторной сферы: формирование программ действий, способность оценки и интериоризации внешней программы, удержание программы в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функций контроля над реализуемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
  • Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений,  улучшение вестибулярных программ, автоматизация моторных программ, устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
  • Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
  • Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, расширение полей зрения, преодоление зрительного игнорирования, формирование компенсаторной стратегии при гемианопсиях — выпадение поля зрения, формирование устойчивого навыка , переключения между дальным и ближним объектом, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз, навыков чтения и письма.
  • Слуховой системы: улучшение восприятия и обработки не речевых шумов, формирование чувства ритма (внутреннего и внешнего), умение различать и оценивать темпо- ритмические рисунки, чувство ритма, оценка правильность исполнения движений.
  • Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.

Методика показана при работе с:

  • Детьми и взрослыми.
  • Нормотипией как метод увеличения потенциала.
  • Повышения самооценки.
  • С эмоциональными и поведенческими трудностями.
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата.
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости.
  • Трудностями в обучении ( в устной и письменной речи, чтения, письма и счета).
  • Трудностями выстраивания отношений с учителями и сверстниками.
  • Трудностями взаимодействия с товарищами, сотрудничество и гармоничной работе в команде.
  • Синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, невнимательность, гипереактивность-импульсивность.
  • Расстройствами (задержка и асинхрония развития, аутизм).
  • Задержкой психоречевого и интеллектуального развития.
  • Общим недоразвитием речи и умственной отсталостью.
  • расстройством аутистического спектра;
  • Заболеваниями детского центрального паралича.
  • При реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний.
  • Восстановление после опухолей.
  • Постинсультные состояния.
  • Эффективности других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.

Основные принципы выполнения упражнений:

Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.

 Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.

 Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.

Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.

Важные принципы выполнения упражнений:

  1.  Зрительный контроль глазами за мячом и мешочком.
  2. Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма.
  3. Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля.

Программа упражнений состоит из:

  • Захвата мяча.
  • Осевых упражнений.
  • Комплекса глазодвигательных упражнений.
  • Базового блока (самостоятельно, в паре, в группе).
  • Вестибулярного блока.
  • Межполушарного блока.

Возраст с  3 лет.

Периодичность занятий 3 раза в неделю по 30 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись.