Развитие межполушарных связей необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий правого и левого, тесно связанных собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Совместная работа двух полушарий, умение передавать информацию от одного полушария к другому помогают ребенку научиться читать, считать и писать. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. И оба полушария начинают работать без связи. В этом случае происходит искажение переработки информации и возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.
Последствиями нарушений являются пространственная ориентация, не адекватное эмоциональное реагирование, без координации работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Несформированнность межполушарных взаимодействий может проявляться, когда:
- ребенок не ползал, мало ползал или ползал больше задом или боком;
- до школы не формировалась доминантная рука;
- ребенок «зеркалит»;
- нет конвергенции глаз (процесс сближения, схождения) или уже есть астигматизм;
- ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель;
- у него бывают вспышки агрессии;
- нет произвольного внимания к первому классу;
- есть логопедические проблемы;
- несформированность фонематического слуха;
- ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем различает предметы, с трудом запоминает стихи.