Модель защитных механизмов по Плутчику

Опросник 

Инструкция: “Прочитайте приведенные ниже высказывания. Отметьте в бланке для ответов знаком “+” только те пункты, которые соответствуют Вашему поведению и состоянию.

  1. Со мной очень легко взаимодействовать.
  2. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться пока не получу.
  3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.
  4. Люди говорят про меня, что у меня мало эмоций.
  5. Люди безнравственные мне отвратительны.
  6. Я редко запоминаю свои сны.
  7. Меня злят люди, которые командуют другими.
  8. Иногда у меня появляются побуждения пробить стену кулаком.
  9. Меня раздражают люди, которые постоянно “выпендриваются”.
  10. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.
  11. Я из тех людей, которые не плачут.
  12. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.
  13. Я люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю как его надо решать.
  14. Я не могу спокойно усидеть на месте.
  15. Если меня кто-нибудь задевает в толпе людей, я хочу его убить.
  16. Люди мною часто любуются.
  17. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.
  18. Мне часто бывает плохо.
  19. Я плохо запоминаю лица.
  20. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня может возникнуть желание покончить с жизнью.
  21. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.
  22. Я всегда вижу лучшую сторону жизни.
  23. Ненавижу недружелюбных.
  24. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.
  25. Я с трудом запоминаю фамилии.
  26. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.
  27. Я устаю от людей, которые пытаются пробить себе дорогу воплями и криками.
  28. У меня мало предубеждений.
  29. Я нуждаюсь в разговорах о том, что у меня есть сексуальная привлекательность..
  30. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.
  31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила окружающий мир.
  32. Я брезгую порнографией.
  33. Когда я тревожусь, я начинаю больше есть.
  34. Мне никогда не надоедают люди.
  35. Я мало что помню из своего детства.
  36. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-нибудь работу.
  37. В моих фантазиях я выполняю большие дела.
  38. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.
  39. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.
  40. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, но сразу же жалуюсь кому-нибудь.
  41. В отношениях с другими надо всегда быть начеку, иначе тебя обойдут.
  42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.
  43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это никогда как будто меня не трогает.
  44. В споре мои аргументы как правило бывают более логичными, чем у других.
  45. У меня большая потребность в комплиментах.
  46. Неразборчивость в связях отвратительна.
  47. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.
  48. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда мрачнею.
  49. Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.
  50. Меня захлестывают эмоции, когда я не слежу за собой.
  51. Люди говорят, что я ни во что не верю.
  52. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть привлекательнее.
  53. Мне неловко произносить нецензурные слова.
  54. Я все-таки много спорю с людьми.
  55. Я не терплю неискренности в людях.
  56. Говорят, что я человек объективный.
  57. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.
  58. Когда я не справляюсь с ситуацией, я могу заплакать.
  59. Одно из самых больших моих достоинств — сдержанность.
  60. Когда кто-то меня толкает, я могу взбеситься.
  61. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.
  62. Я очень редко испытываю привязанность.
  63. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.
  64. Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.
  65. Чтобы достигнуть желаемого мне приходится работать интенсивнее других людей.
  66. Плач ребенка меня не беспокоит.
  67. Я иногда так ожесточаюсь, что даже ломаю вещи.
  68. Я много вру.
  69. Я никогда не теряю оптимизма.
  70. Профессиональные обязательства для меня важнее, чем обязательства перед людьми.
  71. Многие люди меня раздражают.
  72. Если фильм мне неизвестен, я на него не пойду.
  73. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.
  74. У меня есть готовность сделать все, чтобы производить хорошее впечатление.
  75. Я не понимаю, почему я делаю некоторые вещи.
  76. Я с большим удовольствием смотрю фильмы, демонстрирующие насилие.
  77. Я думаю, что ситуация в мире значительно лучше, чем считает большинство.
  78. Разочарование в чем-либо приводит меня в уныние.
  79. Большинство купальных костюмов откровенно непристойны.
  80. Я не позволю моим эмоциям руководить мной.
  81. Я рассчитываю на худшее, так что меня не застать врасплох.
  82. Меня трудно не заметить, когда я где-то появляюсь.
  83. Когда я в гневе, я могу так ударить или толкнуть кого-нибудь, что случайно наношу вред себе.
  84. Мне неприятны люди, которые “одним прыжком” достигают своей цели.
  85. Я с трудом вспоминаю что-либо из моих ранних школьных лет.
  86. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.
  87. Мне интереснее делиться моими мыслями, чем переживаниями.
  88. Что я ни начинаю, я никогда не заканчиваю начатого.
  89. Когда я слышу о жестокостях, меня это не трогает.
  90. В моей семье царит полное согласие.
  91. Большинство людей слишком высокого мнения о собственной персоне.
  92. Карьеристы меня раздражают.
  93. Я люблю выпить.
  94. Я испытываю счастье, что у меня меньше проблем, чем у большинства других людей.
  95. Я сплю больше, что другие мои знакомые.
  96. По-моему, отвратительно, что большинство лжет ради успеха в жизни.
  97. Моя жизнь так прекрасна, что многие готовы погреться в ее лучах.
  98. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.
  99. Я хочу и все время стараюсь с помощью разных средств изменить свой внешний облик.
  100. Я слишком доверяю людям.

Структурная модель механизмов защиты по Р.Плутчику

Психологическая защита — это последовательное искажение когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоциональной) составляющих образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего человеку в случае, если бы ситуация была отражена в возможно полном соответствии с реальностью.

Главный объект защиты — положительные составляющие Я-образа. Защиты образуются для совладания с эмоциями, спонтанное открытое выражение которых опасно для человека, т.е. в случае конфликта между естественно возникающим переживанием и страхом наказания за это переживание. Например, этом может быть конфликт между гневом на сильного и строгого родителя и страхом утраты его расположения в случае обнаружения этого гнева. А также — страх обесценивания своего Я как следствие обнаружения у себя переживания отверженности значимым другим.

Нежелательная информация о реальности может (частично или полностью) игнорироваться и не восприниматься, может, будучи воспринятой, забываться, и может, в случае допуска в систему запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Существует четыре пары основных биполярных эмоций, и соответственно четыре пары биполярно организованных защитных механизмов. (Рис. 1)

 Перечень базисных и вторичных механизмов защиты

Замещение — напади на что-то, замещающее это

Проекция — обвини это

Компенсация — постарайся приобрести это (или подобное этому)

Идентификация — будь как это (чтобы не испытывать лишение от утраты этого)

Фантазия — мечтай об этом

Регрессия — плач об этом (взывай к помощи)

Двигательная активность — сделай что-нибудь

Подавление — не помни об этом

Интроекция — не знай, откуда у тебя это

Изоляция — не чувствуй этого

Отрицание — не замечай этого

Реактивное образование — обрати это в противоположное

Интеллектуализация — переосмысли это

Рационализация — найди оправдание этому

Аннулирование — отмени, перечеркни это

Сублимация — трансформируй это в одобряемую форму

Отрицание — отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение. Беззащитное восприятие факта отвержения значимыми другими подвергает серьезному испытанию ощущение своей ценности (первоначально для других, затем и для себя, и может привести к самонеприятию). Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия окружающими внимание с их стороны.

Любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно переживать и выражать чувства приятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему средствами, компенсируя качество общения его количеством. Защитное отрицание используется во избежание критичного отношения к чему бы то ни было для выработки общего приемлемого отношения к среде и к самому себе.

Проекция — бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств и желаний и приписывание их другим людям. Развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне (“если плохой человек меня отвергает, значит я хороший” или “мнение плохого для меня не значимо”).

Регрессия — возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и , соответственно чувства вины за неудачу (“я- малое дитя и вы обязаны мне помочь”). Решение проблем посредством запроса о помощи.

В класс регрессии входит также механизм — “двигательная активность” — предполагающий редукцию беспокойства, вызванного запретным побуждением путем разрешения его косвенного выражения и непроизвольных движениях без развития чувства вины. Регрессивное поведение как правило поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Замещение — высвобождение, отреагирование скрытых эмоций (обычно гнева) на предметах, животных или людях, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Человек снимает напряжение обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого. Гнев сильного приводит к обесцениваю в момент переживания силы гневающегося, превосходящей твою. Страх и стыд от пережитого унижения и замещение как атрибуция ответственности по типу “вот, кто во всем виноват”.

Подавление — исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развиваться для сдерживания эмоции страха,   проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер “подавление” входят близкие к нему механизмы “изоляция” и “интроекция”. Интроекция — присвоение ценностей, стандартов и черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов с ними и угроз с их стороны. Изоляция — восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественного связанного с ними, т.е. — изоляция — изоляция аффекта. Изоляция подразделяется на дистанцирование (“это было где-то далеко и давно”), дереализацию (“как бы не наяву, а во сне”) и деперсонализацию (“как будто не со мной”). Этот вид защитного поведения предполагает избегание всего, что потенциально может вызвать страх, посредством ухода от проблемных ситуаций, соглашательства, уступчивость вплоть до покорности, посредством строгого следования проверенным традициями (консерватизм), посредством конформного поведения (уход под защиту большинства) и т.п.

Интеллектуализация — бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий (“все объяснимо”). Развивается для сдерживания эмоции ожидания и предвидения из боязни пережить разочарование. Считается, что интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте и связана с фрустрациями, вследствие неудач в конкуренции со сверстниками. Интеллектуализация предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией (может приводить к самооправданию и самообману). В этот кластер входят также механизмы “аннулирование”, “сублимация” и “рационализация”.

Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных запретным, неприемлемым, осуждаемым побуждением.

Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого побуждения (особенно сексуального или агрессивного, как наиболее жестко контролируемых обществом) путем осуществления социально одобряемых альтернатив (в частности, в творчестве).

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего поведения или мыслей, если они вызвали сильное беспокойство или чувство вины, так как были осуждаемыми, запретными.

Реактивное образование — предупреждение проявления неприемлемых желаний и чувств (особенно сексуальных и агрессивных) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развития этого механизма защиты связывают с усвоением человеком “высших социальных (моральных) ценностей”. Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии). Механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Компенсация  —  интенсивная попытка найти замену  реальной или мнимой несостоятельности, утрате ценности вследствие физической или психологической потери. Развивается онтогенетически как самый поздний механизм защиты. Используется как правило сознательно и предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности. В этот кластер входят также механизмы “идентификация” и “фантазия”.

Идентификация — бессознательное моделирование поведения, черт характера и отношений другого человека как путь повышения самоценности и совладания со страхом его утраты.

Фантазия — бегство в воображение с целью получения иллюзии обладания, уход от реальных проблем и конфликтов.

Теоретическая  модель  психологической  защиты  Р.Плутчика  основывается  на психоэволюционной теории эмоций, разработанной им же и подробно описанной в его работах. Механизмы психологической защиты являются производными переживаемых эмоций. Защитные стратегии представляют собой косвенные пути переживания эмоционального конфликта и совладания с ним.

Эволюционная теория предполагает, что естественная окружающая среда ставит проблемы выживания  перед каждым организмом и видом.  Решение этих проблем требует дифференцированного реагирования на жертву и на хищника, пищу и особь своего вида. тех. кто заботится и тех, кто требует заботы и т.п. Р.Плутчик рассматривает эмоции как ультрапонсервативные эволюционные поведенческие средства адаптации (такие же как аминокислоты, ДНК и гены), повышающие шансы живых организмов на выживание. Специфические формы поведения, посредством которых решаются проблемы выживания очень разнообразны, но базисный прототип их остается инвариантным, Р.Плутчик выделяет восемь основных классов адаптивного поведения и соответствующие им восемь базисных эмоций:

  1. Инкорпорация — принятие благоприятного во внутрь (частный случай — поедание пищи). Этому классу соответствует эмоция — “приятие”.
  2. Отвержение — избавление от непригодного, воспринятого ранее. Эмоция — “отвержение”,
  3. Протекция — избегание опасности или вреда, бегство или любое действие, увеличивающее расстояние от источника опасности. Эмоция — “страх”.
  4. Разрушение — разрушение барьера на пути удовлетворения актуализированной потребности. Эмоция — “гнев”.
  5. Воспроизводство — репродуктивное поведение, приближение к особям своего вида, сохранение контакта, смешение генетического материала. Эмоция — “радость”.
  6. Реинтеграция — реакция на потерю (утрату) чего-то важного, чем обладали или должны были обладать, воссоздание целостности, обретение вновь опеки и т.п. Эмоция — “печаль”.
  7. Ориентация — реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом. Эмоция — “удивление”.
  8. Исследование — поведение, обеспечивающее схематичное представление (снижающее энтропию) о данной окружающей среде. Эмоция — “ожидание”.

При образовании тех или иных механизмов защиты сказываются динамические особенности психики индивида, в значительной степени генетически обусловленные. Эти динамические особенности определяют степень преобладания активной или пассивной тенденций в процессе приспособления к условиям среды обитания. Активный тип реакции — движение в направлении трудности, приближение к опасности, борьба и т.п. Пассивный тип реакции — удаление от опасности, избегание столкновения, бегство, готовность терпеть. У одного и того же индивида в определенных ситуациях может преобладать активный тип реакции, в то время как в других ситуациях — пассивный. Тип реакции связан также с субъективной оценкой отношения силы или величины преграды, препятствия и собственных сил и возможностей по преодолению этой преграды. Р.Плутчик выделяет четыре основных класса универсальных проблем адаптации или экзистенциональных кризисов. В ситуациях необходимости решать задачи из этих четырех классов возникают мощные конфликты между базовыми эмоциями, что и побуждает вырабатывать и использовать защитные механизмы, призванные защитить индивида от опасности дезинтеграции, то есть нарушения целостности, организованности и согласованности поведения вследствие борьбы мотивов. Четыре основных группы проблем Р.Плутчик обозначает как проблемы иерархии, территориальности, идентичности и временности жизни.

  1. Проблема иерархии относится к вертикальному измерению социальной жизни. Основным выражением высоких позиций в социальной иерархии является приоритетный доступ к еде, жилищу, удобствам, сексу. Вертикальная организация социальной жизни проявляется в возрастных отношениях, в отношениях полов, в классовых отношениях и, особенно ярко, в военных конфликтах. Иерархически организованное общество отражает неравенство в информированности, компетентности и подготовленности одних людей по сравнению с другими в их силе и влиянии. Каждый индивид рано или поздно обнаруживает эти реалии и должен так или иначе принять их. Основные эмоции для этого класса — гнев и страх. Механизмы защиты, релевантные этим эмоциям, — замещение и подавление.
  2. Проблема территориальности. Каждое живое существо стремится уяснить какие компоненты окружающей среды ему “принадлежат”. С эволюционной точки зрения — территория означает пространство потенциального пропитания или зону, которая “спасает” от атаки агрессора Животные метят “свою” территорию, их притязания выражаются через запахи, следы, царапины на деревьях. Таким образом устанавливаются границы, определяющие дистанцию, на которую один организм допускает другой до начала агрессии. Исследование окружающей среды связано с необходимостью ее контролировать хотя бы в определенных границах. Эмоции, относящиеся к проблеме территориальности, — это предвидение (ожидание) и его противоположность — удивление. Они возникают в ситуации контроля над территорией или потери контроля. Инициатива ребенка по исследованию окружающей его среды и попытки установления контроля на “своей” территории (попытки самостоятельного существования и обозначения зоны, свободной от опеки взрослых) могут встречать неодобрение взрослых как опасные для ребенка и несоответствующие возрасту Боязнь совершения ошибки (как результата неодобряемой взрослыми инициативы) и разочарования ведет к развитию интеллектуализации как механизма защиты для сдерживания эмоции ожидания. Эмоция удивления сдерживается благодаря регрессии к более ранним, детским формам поведения, так как именно “детское” поведение встречало сочувствие и помощь со стороны взрослых.
  3. Проблема идентичности решается посредством поиска ответов на вопросы “кто я есть9” и “к какой группе я принадлежу?” (“кто же свои9”). Изолированные от себе подобных индивиды обычно не могут выжить и, уж конечно, не размножаются. Групповое объединение, позволяющее индивиду пользоваться ресурсами группы и ее защитой — одно из основных условий выживания Группа, в свою очередь, требует от индивида подчинения нормам и правилам, принятым в группе Только сообразуя свое поведение с нормами группы, индивид может рассчитывать на ее ресурсы. Те, кто признан своими, принимаются в группу, чужие же — отвергаются и изгоняются. Две базовые эмоции, связанные с проблемой идентичности — это принятие (приятие) и отвержение. На определенных стадиях развития человека принятие и отвержение другими равнозначны самоприятию и самоотвержению (вследствие интериоризации интерсубъектных отношений). Эмоции принятия и отвержения контролируются, соответственно, механизмами защиты: принятие — отрицанием, а отвержение — проекцией.
  4. Проблема временности или временной ограниченности индивидуальной жизни. В начале жизни происходит научение основным навыкам социальной жизни и способам взаимодействия со средой. С эволюционной точки зрения целью приобретения навыков является обеспечение возможности индивиду дожить до возраста, в котором он оказывается способным к репродукции и созданию условий, укрепляющих жизнеспособность потомства. Однако реальность смерти означает неизбежность потерь и вызывает потребность социального решения проблемы утрат. В ходе эволюции были выработаны способы решения проблемы утраты. Основные — это развитие дистрессовых сигналов (плач, просьбы о помощи), которые должен подавать другим индивид, переживающий потерю и развитие сензитивности (сенситивности) к этим сигналам у членов группы, а также воспитание реакций сочувствия. Ряд социальных техник (ритуалов) специально формировался для решения проблемы потери (похороны, поминки, траур, приготовления к загробной жизни, а также соответствующие аспекты религиозных представлений). Основные эмоции, релевантные этой проблеме, — это печаль от утрате некой ценности и радость обладания ценностью, радость от реинтеграции, от обретения ранее утраченной ценности или ее замены. Здесь работают защитные механизмы компенсации и реактивного образования. Реактивное образование помогает совладать с эмоцией радости обладания ценностью, так как обычно открытое проявление этой эмоции социально не одобряется.

Бланк для опросника ЗМЛ

 

Ф.И.О. или псевдоним  
пол   возраст   образование   дата  

 

1     21     41     61     81       
2     22     42     62     82       
3     23     43     63     83       
4     24     44     64     84       
5     25     45     65     85       
6     26     46     66     86       
7     27     47     67     87       
8     28     48     68     88       
9     29     49     69     89       
10     30     50     70     90       
11     31     51     71     91       
12     32     52     72     92       
13     33     53     73     93       
14     34     54     74     94       
15     35     55     75     95       
16     36     56     76     96       
17     37     57     77     97       
18     38     58     78     98       
19     39     59     79     99       
20     40     60     80     100   

 Ключ к опроснику ЗМЛ (Плутчик)

1 шкала – DE (13): 1, 18, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94.

2 шкала – RP (12): 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89.

3 шкала – RG (14): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95.

4 шкала – CO (10): 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74, 99.

5 шкала – PR (15): 7, 9, 23, 27, 38, 41, 47, 55, 56, 63, 71, 73, 84, 92, 96, 100.

6 шкала – DR (11): 8, 15, 20, 31, 40, 54, 60, 67, 76, 83, 97.

7 шкала – IN (12): 4, 13, 17, 30, 36, 44, 62, 70, 80, 81, 87, 91.

8 шкала – RF (10): 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 98.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.