Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.
Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.
Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.
Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.
Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.
Инструкция:
На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.
Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:
+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;
0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.
–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.
Примеры: «Школьное руководство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).
Лист незаконченных предложений
1. Я учусь так…
2. Школьное начальство…
3. Моя мама…
4. Когда меня нет, мои друзья…
5. Когда мне начинает не везти…
6. Большинство известных мне людей…
7. Я думаю, что в будущем…
8. Я хотел бы учиться…
9. Наша школа…
10. По сравнению с большинством семей моя семья…
11. Что касается нашего класса…
12. Я достаточно способен…
13. От незнакомых людей…
14. Мне кажется, что в будущем я…
15. В учебе я вижу…
16. В школе я…
17. Моя семья обращается со мной, как с…
18. Когда я высказываю свое мнение…
19. Мне кажется, что я…
20. Люди чаще всего живут…
21. Я думаю, что планировать будущее…
22. Что касается уроков, то я…
23. Наши учителя…
24. Я хотел бы, чтобы мой отец…
25. Я думаю, что мои ровесники…
26. Я мог бы быть очень счастливым…
27. Почти все люди стремятся…
28. Думать о будущем…
29. Я могу учиться…
30. Большинство учителей…
31. Считаю, что большинство матерей…
32. В классе я чувствую себя…
33. Моим скрытым желанием является…
34. Мне кажется, что люди в основном…
35. Мне кажется, что лет через пять…
36. Домашние задания я…
37. Когда я иду в школу…
38. Моя мать и я…
39. Что касается моих товарищей в классе…
40. Больше всего я боюсь…
41. Люди видят смысл в…
42. В будущем я займусь…
43. Большинство учебных предметов…
44. Я думаю, что учителя…
45. Думаю, что мой отец…
46. Мне не нравится, когда ребята…
47. Больше всего я люблю…
48. В основном люди относятся друг к другу…
49. Часто мне кажется, что в будущем…
50. Когда я вспоминаю об учебе…
51. Когда я вспоминаю нашу школу…
52. Мой отец и я…
53. Когда летом я вспоминаю наш класс…
54. Я думаю, что обо мне…
55. Люди часто…
56. Целью своей жизни я считаю…
Ключ
Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.
Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:
- весьма положительная — больше 3;
- положительная — от 1 до 3;
- нейтральная — от 0 до 1;
- отрицательная — от –3 до –1
- крайне отрицательная — меньше –3.
Качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.
В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.
Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных
Сферы проявления обобщенных смысловых установок
Учеба | Школа | Семья | Сверстники | Я | Люди | Будущее | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |||||||
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |||||||
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | |||||||
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | |||||||
50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |