Незрелость мозга ребенка естественное, возрастное состояние. Мозг ребенка не является уменьшенной копией мозга взрослого, и он активно развивается и созревает до 20-25 лет.
Признаки и особенности незрелого мозга ребенка напрямую влияют на его поведение, эмоции и мышление.
1. НЕЗРЕЛОСТЬ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ «ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ»
Префронтальная кора — это командный центр мозга, отвечающий за:
Контроль импульсов:
-
«У взрослого срабатывает «СТОП». У ребенка «Хочу это!», где импульс побеждает.
Принятие решений:
-
Ребенок склонен к сиюминутным, недальновидным решениям.
Планирование:
-
Ребенку сложно составлять и придерживаться планов.
Эмоциональная регуляция:
-
Неспособность успокоить себя самостоятельно.
Предвидение последствий:
-
«Если я сделаю это, то что будет?» функция еще не развита.
Проявления через:
-
Импульсивность, неспособность ждать («хочу сейчас!»);
-
необдуманные поступки;
-
легкость отвлечения внимания.
2. ДОМИНИРОВАНИЕ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ («ЦЕНТРА ЭМОЦИЙ»)
Лимбическая система, отвечающая за эмоции и реакции «бей/беги/замри», у ребенка очень активна и часто «перекрывает» слабый еще голос префронтальной коры.
Проявляется:
Эмоциональные бури:
-
Сильные и быстрые всплески гнева, радости, груди. Ребенок не «истерит манипулирует», он действительно не справляется с волной эмоций.
Неспособность назвать эмоции:
-
Ребенок чувствует гнев, но не может понять и сказать «я зол». Вместо этого он кричит, плачет или дерется.
Повышенная тревожность и страхи:
-
Эмоциональный мозг более чувствителен к реальным и воображаемым угрозам.
3. НЕЗРЕЛЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ
Мозг ребенка содержит огромное количество нейронов, однако связи (синапсы) между ними еще не полностью сформированы и не оптимизированы. Процесс синаптогенеза (образования связей) и синаптического прунинга («уборки» ненужных связей) в самом разгаре, а значит информация передается медленнее и по менее эффективным «маршрутам», чем у взрослого.
Проявляется:
-
Более медленная реакция;
-
трудности с обработкой сложной информации, необходимость многократных повторений для обучения.
4. НЕЗРЕЛОСТЬ СИСТЕМЫ ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ
Эта система помогает понимать намерения и эмоции других людей, сопереживать. Ребёнок эгоцентричен не потому, что они эгоист, а потому, что их мозг еще не научился ставить себя на место другого в полной мере.
Проявляется:
-
Трудности с эмпатией. «Маме больно? а я не понимаю, каково это», копирование поведения без понимания его последствий.
5. ВЫСОКАЯ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ
Главное преимущество детского мозга. Он чрезвычайно гибкий и восприимчивый к обучению и это значит, что любой опыт как положительный, так и отрицательный буквально формирует архитектуру детского мозга.
Проявляется:
Быстрое обучение языкам, музыке, новым навыкам. Восприимчивость к воспитанию и окружающей среде.
|
Аспект |
Незрелый мозг ребенка |
Зрелый мозг взрослого |
|
Принятие решений |
|
|
|
Эмоциональный контроль |
|
|
|
Понимание других |
|
|
|
Обработка информации |
|
|
|
Главный ресурс |
|
|

