Симптомы не зрелости мозга ребенка

Незрелость мозга ребенка естественное, возрастное состояние. Мозг ребенка не является уменьшенной копией мозга взрослого, и он активно развивается и созревает до 20-25 лет.

Признаки и особенности незрелого мозга ребенка напрямую влияют на его поведение, эмоции и мышление.

1. НЕЗРЕЛОСТЬ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ «ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ»

Префронтальная кора — это командный центр мозга, отвечающий за:

Контроль импульсов:

  • «У взрослого срабатывает «СТОП». У ребенка «Хочу это!», где импульс побеждает.

Принятие решений:

  • Ребенок склонен к сиюминутным, недальновидным решениям.

Планирование:

  • Ребенку сложно составлять и придерживаться планов.

Эмоциональная регуляция:

  • Неспособность успокоить себя самостоятельно.

Предвидение последствий:

  • «Если я сделаю это, то что будет?» функция еще не развита.

Проявления через:

  • Импульсивность, неспособность ждать («хочу сейчас!»);

  • необдуманные поступки;

  • легкость отвлечения внимания.

2. ДОМИНИРОВАНИЕ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ («ЦЕНТРА ЭМОЦИЙ»)

Лимбическая система, отвечающая за эмоции и реакции «бей/беги/замри», у ребенка очень активна и часто «перекрывает» слабый еще голос префронтальной коры.

Проявляется:

Эмоциональные бури:

  • Сильные и быстрые всплески гнева, радости, груди. Ребенок не «истерит манипулирует», он действительно не справляется с волной эмоций.

Неспособность назвать эмоции:

  • Ребенок чувствует гнев, но не может понять и сказать «я зол». Вместо этого он кричит, плачет или дерется.

Повышенная тревожность и страхи:

  • Эмоциональный мозг более чувствителен к реальным и воображаемым угрозам.

3. НЕЗРЕЛЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ

Мозг ребенка содержит огромное количество нейронов, однако связи (синапсы) между ними еще не полностью сформированы и не оптимизированы. Процесс синаптогенеза (образования связей) и синаптического прунинга («уборки» ненужных связей) в самом разгаре, а значит информация передается медленнее и по менее эффективным «маршрутам», чем у взрослого.

Проявляется:

  • Более медленная реакция;

  • трудности с обработкой сложной информации, необходимость многократных повторений для обучения.

4. НЕЗРЕЛОСТЬ СИСТЕМЫ ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ

Эта система помогает понимать намерения и эмоции других людей, сопереживать. Ребёнок эгоцентричен не потому, что они эгоист, а потому, что их мозг еще не научился ставить себя на место другого в полной мере.

Проявляется:

  • Трудности с эмпатией. «Маме больно? а я не понимаю, каково это», копирование поведения без понимания его последствий.

5. ВЫСОКАЯ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ

Главное преимущество детского мозга. Он чрезвычайно гибкий и восприимчивый к обучению и это значит, что любой опыт как положительный, так и отрицательный буквально формирует архитектуру детского мозга.

Проявляется:

Быстрое обучение языкам, музыке, новым навыкам. Восприимчивость к воспитанию и окружающей среде.

Аспект

Незрелый мозг ребенка

Зрелый мозг взрослого

Принятие решений

  • Импульсивное

  • Сиюминутное

  • Взвешенное

  • с учетом последствий

Эмоциональный контроль

  • Слабый

  • Эмоции «захлестывают»

  • Более сильный

  • способность к саморегуляции

Понимание других

  • Эгоцентричное

  • Эмпатия в развитии

  • Способность к сложной эмпатии и пониманию перспективы

Обработка информации

  • Медленная

  • неэффективная

  • Быстрая, по оптимизированным «схемам»

Главный ресурс

  • Гибкость и обучение

  • Эффективность

  • стабильность

error: Копирование без разрешения автора запрещено.