Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание дает дефект анализа и синтеза слышимой речи, что приводит к нарушению индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевром потоке устойчивые речевые кдиницы и их элементы, что и ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова:
- когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение ( и бут, на чалось, я с ный, с мотри, с вой).
- при стечении согласных из-за их меньшей артиркуляторной слитности проивходит разрыв слова: б рат, поп росил, д ля, п челы.
Многочисленные ошибки типа по дкроватью, по дстодом и объясняются фонематическими особенностями словогораздела на стыке предлога и следующего на ним слова.
Служебные слова пишут слитно (предлоги, союзы):
- кдому,надерево.
Слитное написание двух и более самостоятельных слов:
- кругом тихо, быличудные дни.
Ошибки смещения границ слова, включающие одновременно слияние смежных слов и развыр одного из них:
- убебмо Рза ( у деде мороза).
- врекепе тя ( в реке Птя поймал).
Слияние слов провоуцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов, т.е. ребенок сбивается с замысла написания, проговаривая при письме слова, в итоге пропускает часть первого слова:
- каждый день — каждень, куст шуршит — куршид, было лето — былето.
При грубых нарушениях звукового анализа появляются контаминации слов:
- депят бабу — лептбау, была зима — блзм.
Ошибки в операции словообразования. При попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются не свойственняе языку образования:
- лед-ледик, мед-медик, рука-рукища, нога-ногища.
Нарушение функций словообразования проявляется при образовании прилагательного от существительного:
- цветок, растущий в поле — поленой цветок, в воде — водный цветок.
- хвост медведя — медведин , медведий хвост, лисы — лисичий хвост.
- день, когда бует ветер -ветренный день, вьюга — вьюгный день.
Несформированность языковых обобщений проявляется в упобобленииразличных морфем:
- сильнеет греет солнышко, взмахнул лопатый.
Неосознание обобщенного значения морфем, ошибки используют приставку или суффикс:
- пожарник поливает пожар (заливает).
- лосиха присьлрожилась (насторожилась).
- башня выглянуло гмуро (выглядела хмуро).