Кинестетическая инфромация

Проприоцепция — это мышечно-суставное чувство или обработка кинестетической информации. Это ощущения, получаемые от тела и суставов, участвующие в создании схемы тела. Без них нам невозможно понимать где находятся и как движутся части нашего тела.

Признаками нарушения кинестетической (проприоцептивной) информации является:

  • неуклюжесть или неловкость:
  • избегание участия в спортивных играх или иных видах физической активности, или они ему не нравятся;
  • с трудом придумывает для себя новые развлечения или не понимает, как играть с теми или иными игрушками;
  • все время предпочитает следовать одной и той же схеме игры или выбирает одни и те же игры;
  • действует неэффективно: пропуская какие-то шаги или выполняет ненужные действия во время игры или занятия;
  • с трудом приступает к выполнению задачи или не может ее закончить;
  • затрудняется переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • не может навести порядок в комнате и на столе;
  • подвержен физическому риску или часто натыкается или спотыкается о предметы;
  • дольше сверстников осваивает навыки, завязывание шнурков, одевание, письмо, игры с мячом, где необходимо поймать мяч.;
  • пытается верховодить сверстниками, направить игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией;
  • трудно даются незнакомые задания;
  • трудности двигательного планирования (подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи).;
  • Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все время стремятся брать верх, чтобы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями.

Если у ребёнка неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов, если ему сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний падая. Это говорит о проприоцептивной дисфункции.

Признаки замедленной реакции:
  • Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, бьёт ногой по стене;
  • нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают;
  • любит тесную одежду;
  • грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми;
  • поднимает, толкает или бросает тяжелые предметы;
  • любит находиться в тесных, закрытых местах;
  • любит висеть на перекладине.

Признаки быстрой реакции:

  • трудности с восприятием собственного тела в пространстве;
  • неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
Ребёнку с такими нарушениями  сложность оценить собственные силы. Он не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто что-то ломает, рвет бумагу, когда рисует.
Рекомендации в помощи организации проприоцептивной информации ребенка:
  • Разделяйте задачи на более мелкие шаги при освоить новые действия. Это позволит ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку.
  • Занятия с турниками и полосами препятствий помогут ребенку понять, как работает его тело.
  • Игра «делай как я» стимулирует развитие планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация.
  • Устные инструкции учат планировать действия при отсутствии зрительных подсказок.
  • Стимулируйте ребёнка к играм, где надо рассчитывать время, место и направление движений: попасть ногой по двигающемуся мячу, прыгать со скакалкой и др.
  • Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие.
  • Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах.
  • Во всех этих случаях помогайте ребенку справляться с задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи. Это крайне важно.

Важно помнить, что интеграция телесных ощущений служит стержнем для развития и эффективной работы зрительной и слуховой  перцепции.