Проприоцепция — это мышечно-суставное чувство или обработка кинестетической информации. Это ощущения, получаемые от тела и суставов, участвующие в создании схемы тела. Без них нам невозможно понимать где находятся и как движутся части нашего тела.
Признаками нарушения кинестетической (проприоцептивной) информации является:
- неуклюжесть или неловкость:
- избегание участия в спортивных играх или иных видах физической активности, или они ему не нравятся;
- с трудом придумывает для себя новые развлечения или не понимает, как играть с теми или иными игрушками;
- все время предпочитает следовать одной и той же схеме игры или выбирает одни и те же игры;
- действует неэффективно: пропуская какие-то шаги или выполняет ненужные действия во время игры или занятия;
- с трудом приступает к выполнению задачи или не может ее закончить;
- затрудняется переключаться с одного вида деятельности на другой;
- не может навести порядок в комнате и на столе;
- подвержен физическому риску или часто натыкается или спотыкается о предметы;
- дольше сверстников осваивает навыки, завязывание шнурков, одевание, письмо, игры с мячом, где необходимо поймать мяч.;
- пытается верховодить сверстниками, направить игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией;
- трудно даются незнакомые задания;
- трудности двигательного планирования (подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи).;
- Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все время стремятся брать верх, чтобы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями.
Если у ребёнка неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов, если ему сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний падая. Это говорит о проприоцептивной дисфункции.
- Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, бьёт ногой по стене;
- нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают;
- любит тесную одежду;
- грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми;
- поднимает, толкает или бросает тяжелые предметы;
- любит находиться в тесных, закрытых местах;
- любит висеть на перекладине.
Признаки быстрой реакции:
- трудности с восприятием собственного тела в пространстве;
- неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
- Разделяйте задачи на более мелкие шаги при освоить новые действия. Это позволит ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку.
- Занятия с турниками и полосами препятствий помогут ребенку понять, как работает его тело.
- Игра «делай как я» стимулирует развитие планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация.
- Устные инструкции учат планировать действия при отсутствии зрительных подсказок.
- Стимулируйте ребёнка к играм, где надо рассчитывать время, место и направление движений: попасть ногой по двигающемуся мячу, прыгать со скакалкой и др.
- Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие.
- Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах.
- Во всех этих случаях помогайте ребенку справляться с задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи. Это крайне важно.
Важно помнить, что интеграция телесных ощущений служит стержнем для развития и эффективной работы зрительной и слуховой перцепции.