Проприорецептивное чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве
Поиск сенсорных переживаний
- — стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться;
- — топает ногами во время ходьбы;
- — стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит;
- — кусаёт/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев;
- — любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну;
- — предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную;
- — любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему;
- — любит грубоватые объятия;
- — чрезмерный стук игрушками и другими объектами;
- — любит кучу-малу, борьбу;
- — часто намеренно падает на пол;
- — готов часами прыгать на батуте;
- — скрипит зубами в дневное время;
- — любит пихать, тащить, волочить объекты;
- — любит прыгать с мебели и с других высоких объектов;
- — часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них;
- — жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
Сложности с упорядочиванием движения
- не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то);
- сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша;
- письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу;
- постоянно ломает игрушки и другие объекты;
- не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы;
- может не понимать, что такое «тяжёлый» и «лёгкий», не сможет сравнить объекты по весу;
- ажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом.