Признаки тактильной (осязательной) дисфункции

Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже.

Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция):

  • лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию;
  • в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался;
  • впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника;
  • страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях);
  • пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом);
  • не любит причёсываться;
  • не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя;
  • предпочитает обниматься;
  • капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания;
  • чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого;
  • избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных);
  • отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.
  • избегает игры с участием рук;
  • избегает/ не любит/ терпеть не может «грязные игры»: с песком, с грязью, водой, клеем, скользким материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.;
  • впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть;
  • слишком чувствителен к щекотке;
  • не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать;
  • не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду;
  • или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям;
  • впадает в стресс из-за необходимости умываться;
  • впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти;
  • отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста;
  • чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структур еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое;
  • может отказаться ходить босиком по траве или песку;
  • может ходить только на носочках.
  • стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех
  • не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью;
  • не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы;
  • может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт;
  • может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове;
  • всё время что-нибудь тянет в рот;
  • часто делает больно другим детям или животным в процессе игры;
  • постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло);
  • ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию;
  • очень любит «грязные» игры и ищет их;
  • любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы;
  • предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное

Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь

  • сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгиванием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды;
  • может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел;
  • может бояться темноты;
  • неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.;
  • сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы;
  • даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать;
  • плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.;
  • может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола.
error: Копирование без разрешения автора запрещено.