Развитие эмоционально-личностной сферы детей на разных этапах дошкольной возраста

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка

 Понятие эмоции

Эмоции – это ответ организма на то или иное явление, событие. Он кратковременный, и обусловлен наличием физиологической базы, а эмоциональная сфера — это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний.

Эмоции делятся на стенические и астенические.

Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

Об астенических эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную скованность, пассивность. 

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействиянаследственность, особенности его физического развития.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Среди мотивов можно выделить:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Главной особенностью эмоциональной жизни дошкольника является господство всех чувств над всеми сторонами жизнедеятельности.

При этом эмоциональность характеризуется такими качествами как непроизвольность, непосредственность и яркость, т.е чувства ребенка носят спонтанный характер, они могут быстро вспыхивать и тут же угасать. Отсюда и нестабильность настроения ребенка, напрямую зависящего от эмоционального состояния.

Эмоции ребенка проявляются очень бурно. Ему присуще как легко испытывать симпатию, привязанность, любовь, сострадание, жалость, так и остро переживать ласку, похвалу, наказание и порицание. Легкой является и реакция на конфликтные ситуации. Более того, ребенок быстро расстраивается от неудач, легко обижается, ярко проявляет свои чувства по отношению к героям книг, мультфильмов т.д.

Общие закономерности развития эмоций и чувств дошкольника

Эмоциональное развитие дошкольника прежде всего связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Изменения в мотивационной сфере связано с появлением общественных мотивов, что ведёт к развитию социальных эмоций и чувств. Соподчинение мотивов, когда основному мотиву подчиняется целая система других, способствует тому, что переживания ребёнка становятся всё более устойчивыми и глубокими. Эмоциональные переживания вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом в связи с ведущим мотивом деятельности ребёнка.

Таким образом, эмоции и чувства дошкольника:

  • теряют ситуативность;
  • становятся более глубокими по смысловому содержанию;
  • возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства, т.е. у дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

Постепенно дошкольники начинают предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Это, в свою очередь, помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере также связаны и с развитием познавательной сферы, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивают их интеллектуализацию, т.е. они становятся более осознанными, обобщёнными. Так, первые попытки сдерживать свои чувства, например, внешнее их проявление – слёзы – можно заметить у ребёнка в 3-4 года, хотя это ребёнку ещё и трудно удаётся.

Старший дошкольник начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Однако, дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляет их действовать импульсивно.

Возрастные этапы развития эмоций и чувств

Чувства дошкольников 3-4 лет    хотя и ярки, но ещё очень ситуативны и неустойчивы. Маленький ребёнок ещё не умеет управлять своими переживаниями. Внешнее выражение чувств у ребёнка по сравнению со взрослыми носят очень бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут, бурное веселье нередко сменяется слезами. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людей.

Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдение проявлений дружбы детей в детском саду показывает, что в подавляющем большинстве случаев ребёнок дружит попеременно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребёнок с ним вместе играет или вместе сидит за столом. На протяжении дошкольного детства чувства ребёнка приобретают значительно большую глубину и устойчивость.

 У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях. Их поступки направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Типичной для ребёнка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы.

При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям.

Однако чувства ребёнка даже 6-7 лет нельзя сравнить с чувствами взрослого. Ребёнок прежде всего нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.

Возникновение и развитие высших чувств в дошкольном возрасте

Высшие чувства начинают формироваться с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками; появлением форм коллективной деятельности.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств:

  • хороший – значит красивый (эстетические переживания);
  • хороший – значит добрый (этические переживания);
  • хороший – значит интересный(интеллектуальные переживания).

Таким образом, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные высшие чувства. По мере формирования умения анализировать и давать оценку в соответствии с критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое (нравственное) и интеллектуальное.

Нравственные (гуманные) чувства

Предпосылкой их возникновения является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Это приводит к тому, что в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает сопереживать другим людям.

Источники:

Взаимоотношения с близкими людьми:

  • овладение нормами поведения (теперь переживание вызывается общественной санкцией (похвала, наказание), мнением детского общества);
  • сюжетно-ролевая игра (ролевые взаимоотношения и действия помогают понять другого, учесть его положение, настроение, желание);
  • трудовая деятельность (радость от общего успеха;
  • -очувствие усилиям товарищей; удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей;
  • недовольство от своей плохой работы; при знакомстве с трудом взрослых – любовь и уважение к нему); ситуация и позиция ребёнка.

Сопереживание товарищу резко снижается в условиях острого личного соперничества. Эмоции тогда захлёстывают ребёнка, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребёнок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает своё отношение к нему. При пассивном наблюдении за деятельностью сверстника возникают двоякие переживания. Если ребёнок уверен в своих силах, то радуется успехам других, а если нет – испытывает зависть.

Ситуация соревнования детей друг с другом влияет на экспрессию чувств. Реальная оценка своих возможностей, сравнение себя со сверстниками ведёт к стремлению к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений. В этом случае экспрессия (внешнее выражение) достигает самого высокого уровня.

Пригрупповых соревнованиях – негативные экспрессии снижаются, т.к. здесь дети учитывают интересы группы, успех или неудачу делят вместе.

Большую роль в формировании нравственных чувств играет художественная литература. Яркие положительные эмоции ребёнок испытывает с ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно им сочувствует. Сравнение проводится мысленно. Ребёнок уверен, что в подобной ситуации он поступил так же, поэтому негативные эмоции в адрес персонажей отсутствует.

Сочувствие персонажам художественных произведений не меньше. Чем по отношению к другим людям в реальном мире. Ребёнок может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали её дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребёнок берёт на себя роль героя. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц.

Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него от отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам.

Симпатия у дошкольников – более действенная, появляется желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребёнка к свершению первых нравственных поступков.

Чувство долга

Зачатки появляются уже на 3-м году жизни. Идёт процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «плохо», «хорошо», которые ребёнок соотносит со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у ребёнка неустойчивы. Он может уступить, но только под влияние взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо. В 4-5 лет у ребёнка зарождается моральное сознание. Он начинает понимать смысл предъявляемых требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков – радость, удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими – огорчение, возмущение. Переживаемые чувства вызываются как оценкой взрослого, так и оценкой самого ребёнка. Лишь в 5-7 лет чувство долга по отношению ко многим взрослым и сверстникам, к малышам. 6-7 лет – наиболее яркое проявление чувство долга, т.к. ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил – неловкость, вина, смущение, беспокойство. К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности, а распространяется на людей, с которыми ребёнок непосредственно не взаимодействует. При этом его переживания – глубокие и долго сохраняются.

Чувство гордости возникает при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание). Возникает чувство гордости за родителей.

Чувство стыда – ребёнок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически их не совершает. В этом случае взрослые оценивают ребёнка отрицательно. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости.

Чувство товарищества и дружбы

Критерии: предпочтение, симпатия, сочувствие, отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли, проявление заботы, помощи, способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовольствие).

Младшие дошкольники – характерна дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими поочерёдно. Мотив – совместная игра.

Старшие дошкольники дружба одного ребёнка со многими детьми сохраняется, но чаще встречается парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается игре на основе игровых интересов. Мотив — симпатия и уважение, взаимные склонности, интересы.

Таким образом, в 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом, нов то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Чувство ревности возникает, когда другой ребёнок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием.

Развитие интеллектуальных чувств связано с развитием познавательной деятельности.

К ним относятся:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • удивление и сомнение;
  • чувство нового (радость); чувство юмора.

Источником интеллектуальных чувств является действительность, которая ставит перед ребёнком многочисленные проблемы и которые ребёнок пытается решить.

Источником развития эстетических чувств является становление собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. Эстетические отношения отражаются детьми в их рисунках и стихах.

Чувство комического возникает, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным, неожиданным, когда нарушается привычный ход вещей.

Младшие дошкольники – проявляется в весёлом смехе, сами шутят, дают предметам другие названия, гримасничают, переворачивают слова.

Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.

Чувство прекрасного. В 3-4 года для детей красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюм и т.п. В 5-7 лет дошкольник видят красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в музыкальной мелодии, танце. Сильные переживания вызывает красота природных явлений, пейзажи, праздничные шествия

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

  1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
  1. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
  1. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Что помогает развивать эмоциональную сферу детей ?

ИГРА
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры.

Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение.
Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит.
Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

ТРУД
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

СПОРТ
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

ТВОРЧЕСТВО
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

 ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ДОСУГИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ – вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми и жизнерадостными.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.