Результаты использования neurofeedback в психологической практике

1. Синдром дефицита внимания у ребенка школьного возраста.

Родители ребенка 9 лет обратились за помощью к психологу с просьбой помочь решить проблему дочери с отсутствием достаточного уровня концентрации внимания на уроках и, как следствие, плохой успеваемости в школе. Специалист проводит предварительную беседу с ребенком с целью объяснить и подготовить к предстоящим БОС-тренировкам.

Первый БОС-сеанс, как правило, является «диагностическим», с целью определения максимальных, на данный момент, способностей пациента, в этом случае – максимального времени концентрации внимания. Последующие сеансы проходят с целью постепенного увеличения этого времени и обучения ребенка самостоятельно удерживаться в состоянии концентрации на протяжении определенного необходимого времени.

Результат: курс длился 2,5 месяца по 3 сеанса в неделю, продолжительность концентрации внимания изменилась с 8 минут до 36 минут, успеваемость ребенка увеличилась на 4 балла (было 4 стало 8 по произвольной шкале от 1 до 10), атмосфера в семье значительно улучшилась, психоэмоциональное состояние девочки стабилизировалось, заметно улучшилось качество сна.

2. Лечение фобий и страхов.

Человек боится летать на самолете: страдает фобическим расстройством.

Для начала необходимо определить, насколько тяжело то или иное нарушение и является ли оно истинной причиной расстройства. Для этого, например, на экране монитора человеку можно демонстрировать различные фотографии, сделанные на борту самолета или ролики авиа-полетов. Одновременно регистрируются показатели энцефалограммы, по уровню изменения которых  можно определить наличие фобии или степень расстройства, если таковое имеется. Сравниваются показатели в спокойном состоянии (норма) и при предъявлении тестового материала. При большом разрыве в показателях можно сделать вывод, что полет на самолете для этого человека не просто неприятная ситуация, а настоящая фобия.

Дальше начинаются тренировки. Человек обучается сначала контролировать свое эмоциональное состояние. После того, как он научился произвольно вызывать состояние покоя и релаксации, начинается основной этап лечения. Он должен обучиться находиться в комфортном для него состоянии, несмотря на постоянное предъявление стрессовых стимулов. Степень тяжести этих стимулов постоянно нарастает. На экран монитора одновременно с пугающими изображениями выводится и информация о показателях ЭЭГ. Человек видит изменения мозговой активности, спровоцированные фобическими стимулами и пытается сохранять то состояние комфорта и покоя, которое уже у него сформировано.

Результат: тренировки проходили 2-3 раза в неделю по 30 – 40 минут в течение 3-х месяцев. Пациент самостоятельно определил для себя метод борьбы с фобией и способ сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

3. Неспособность вовремя сконцентрироваться и расслабиться.

Директор крупной компании производству медицинского оборудования для эндохирургии обращается к специалисту с просьбой решить проблему с отсутствием способности расстановки приоритетов в решении большого количества вопросов и проблем, связанных с рабочим процессом. Диагностический этап лечения показал, что человек из-за постоянного стресса просто разучился «выключать» мозг, когда это необходимо, вследствие чего — хроническая усталость, бессонница, постоянная головная боль, раздражительность  и плохая концентрация внимания.

Результат: продолжительность курса 1,5 месяца по 4 раза в неделю (через день). Проведение БОС-тренингов в несколько этапов на обучение навыкам быстрого вхождения в состояние расслабления (альфа-тренинги)  и на повышение концентрации внимания (бета-тренинги) устраняет бессонницу, значительно уменьшает раздражительность и повышает показатель концентрации внимания в 2,5 раза.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.