Беспрерывный и бессознательный процесс, когда нервная система человека получает информацию от органов чувств – зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве, которая обрабатывается всю жизнь человека.
⠀
Представим, что мозг и нервная система – это большой шкаф с огромным количеством полок. Попадая в него ежесекундно, ощущения сортируются и откладываются на определённую полку. В нужный момент мозг может использовать эти богатства для определенной ситуации, поведения или обучения. А что будет, если ощущения не складываются на полки, а падают на пол, в кучу? Хаус и ничего хорошего. Это ведёт к различным отклонениям в поведении и способности к обучению, ребёнок не получает полную информацию о себе и окружающем мире.
⠀
В 1950-х годах доктор Джейн Айрес в США обратила внимание на эту проблему. Более 70% детей с какими-либо отклонениями в развитии имели нарушения работы сенсорных систем.
⠀
В идеале мозг и нервная система ребенка действует как одно целое и это единственно возможный способ работать хорошо: прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Всё взаимосвязано.⠀Для развития ребёнку необходимо соприкасаться с внешним миром с рождения. Умение взаимодействовать с ним зависит от развития мозговых функций. Прикосновения – это первый «кирпичек» ощущений, «связь мать — ребенок». Развивается эмоциональное, социальное и физическое становление младенца.
Нарушения развития и трудности в обучении связаны со слабой сенсорной интеграцией. Порой родители таких детей не осознают, что проблемы в поведении и в обучении вызваны неврологическими нарушениями, которые не подвластны контролю ребёнка. Они считают, что чадо просто не хочет что-то делать, вредничает или ему неинтересно, и выбирают линию поведения, которая ещё больше затрудняет жизнь ребёнку.
Исправить ситуацию можно и нужно! Ждать, когда малыш перерастёт свои нарушения НЕЛЬЗЯ, это чревато задержкой в оказании профессиональной помощи, и время может быть упущено!
Сенсорная интеграция — это способность:
• воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств;
• анализировать и вычленять наиболее значимую информацию;
• вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
⠀
Какие же самые важные сенсорные системы и откуда мы черпаем наибольшее количество информации?
⠀
Зрительная система — способность правильно воспринимать, различать,
обрабатывать и отвечать на то, что мы видим.
⠀
Слуховая система — информация от звукового окружения, способность
правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.
⠀
Проприоцептивная система – информация, полученная от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.
Тактильная система — информация, полученная через кожные рецепторы от
прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже.
⠀
Когда дети становятся излишне требовательными, агрессивными и беспокойными, не слушают инструкцию, отказываются от сотрудничества, то это часто бывает связано с сенсорными затруднениями. Как результат, дети испытывают трудности в обучении, общении и имеют проблемы в поведении.
Признаки нарушения сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция необходима ребёнку для освоения движения, речи, игровых навыков, а в дальнейшем – чтения, письма и адекватного поведения.
Сбой в системе работы мозга и ЦНС распознает специалист, наблюдая как ребенок играет, как ведёт себя, как выполняет стандартные тесты.
⠀
Есть ряд симптомов нарушения сенсорной интеграции для каждого возраста свои:
⠀
В младенчестве дети начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже своих сверстников. Они кажутся неловкими, не удерживают предметы, игрушки, спотыкаются во время бега, теряют равновесие, часто падают, у них отмечается нарушения координации движений.
⠀
В дошкольном возрасте главный признак – не умение играть. Ребенок не понимает действий других детей, ему не интересны популярные игры. Чаще для игр выбирает детей либо младшего возраста, либо старшего, так больше шансов быть принятыми и понятыми. Он чаще ломает предметы, чаще получает повреждения.
Также ребёнку трудно раскрашивать, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать ровно края бумаги. Такие задачи кажутся ребёнку трудными и непонятными, и поэтому неинтересными.
Гиперактивность – ещё один признак, при котором мозг не может организовать упорядоченную двигательную активность. С другой стороны, если нарушена организация тактильных ощущений, малыш необщительный, не позволяет прикасаться к себе. А некоторые бояться света или шума.
⠀
В школьном возрасте дети испытывают настоящий стресс: здесь и налаживание дружеских контактов, и сам процесс обучения, особенно чтение и письмо, переключение на разные задания, запоминание сложных инструкций. Часто ребёнок вообще не способен понять, чему его учат.
Реакцией на такую невыносимую ситуацию бывает спонтанная злость и агрессия, ведь ребёнок не может объяснить, что с ним происходит.
⠀
В подросткам возрасте нарушение проявляются как несобранность, трудности планирования задач и осознание собственной неполноценности.
⠀
На каждом этапе очень важна поддержка родителей, воспитателей и учителей. Детям нужна Ваша безусловная любовь!
Виды нарушений сенсорной интеграции:
Симптомы, которые свидетельствуют о необходимости профессионального диагностирования:
-
- нарушения функций зрения и слуха;
- низкий мышечный тонус;
- нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта, имеющие разную интенсивность и природу;
- поведенческие проблемы;
- проблемы со сном;
- нарушения психомоторики;
- судороги;
- гиперактивность;
- нарушение координации движений.
Основополагающие функции мозга являются вестибулярные, проприоцептивные и тактильные системы обработки сенсорной информации ребенка, которые необходимо в первую очередь развивать. Сформированные вышеперечисленные функции легко развивают слуховые и зрительные процессы, что прокладывает дорогу для формирования сенсомоторного фундамента развития ребенка.
- Развитие ребенка в 2 года
- Развитие ребенка в 3 года
- Развитие ребенка в 4 года
- Развитие ребенка от 5 до 7 лет
Сенсорная интеграция в организации ощущений в нервной системе ребенка важно начать до 7 лет жизни. Это наилучший период терапии эффективен.
Учитывая нейропластичность мозга взрослые также могут развивать сенсорную интеграцию. Именно через игру и игровой опыт ребенка организуется игровое поведение и развивается его сенсорная система.
Социальные навыки | Развитие высших психических функций | Адаптивное поведение | От 6 до 12 | |||
Академические навыки | Самостоятельность | |||||
Мелкая моторика | Произвольность | |||||
Перцептивно-моторный уровень | Пространственно-временное восприятие | Символическая игра | ||||
Речевое восприятие | Образ себя | Осознание тела | Концентрация внимания | От 3 до 6 лет | ||
Пространственная организация | Глазодвигательная координация | Постуральный контроль | ||||
Эмоциональный контроль | Сенсо-моторный уровень | Схема тела | Интеграция сенсорных стимулов | Контроль за дыханием | От 1 до 3 лет | |
Мышечный тонус | Равновесие и координация | Рефлексы | Латеральность | |||
Сенсорные система | Зрение | Слух | Вкус | Обоняние | До 1года | |
Интероцепция | Тактильная | Вестибулярная | Проприоцептивная | |||
Центральная нервная система |
Красно-зелено-синяя сенсорная деятельность