Сенсорная интеграция

Беспрерывный и бессознательный процесс, когда нервная система человека получает информацию от органов чувств – зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве, которая обрабатывается всю жизнь человека.

Представим, что мозг и нервная система – это большой шкаф с огромным количеством полок. Попадая в него ежесекундно, ощущения сортируются и откладываются на определённую полку. В нужный момент мозг может использовать эти богатства для определенной ситуации, поведения или обучения.  А что будет, если ощущения не складываются на полки, а падают на пол, в кучу? Хаус и ничего хорошего. Это ведёт к различным отклонениям в поведении и способности к обучению, ребёнок не получает полную информацию о себе и окружающем мире.

В 1950-х годах доктор Джейн Айрес в США обратила внимание на эту проблему. Более 70% детей с какими-либо отклонениями в развитии имели нарушения работы сенсорных систем.

В идеале мозг и нервная система ребенка действует как одно целое и это единственно возможный способ работать хорошо: прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Всё взаимосвязано.⠀Для развития ребёнку необходимо соприкасаться с внешним миром с рождения. Умение взаимодействовать с ним зависит от развития мозговых функций. Прикосновения – это первый «кирпичек» ощущений, «связь мать — ребенок». Развивается эмоциональное, социальное и физическое становление младенца.

Нарушения развития и трудности в обучении связаны со слабой сенсорной интеграцией. Порой родители таких детей не осознают, что проблемы в поведении и в обучении вызваны неврологическими нарушениями, которые не подвластны контролю ребёнка. Они считают, что чадо просто не хочет что-то делать, вредничает или ему неинтересно, и выбирают линию поведения, которая ещё больше затрудняет жизнь ребёнку.

Исправить ситуацию можно и нужно! Ждать, когда малыш перерастёт свои нарушения НЕЛЬЗЯ, это чревато задержкой в оказании профессиональной помощи, и время может быть упущено!

Сенсорная интеграция — это способность:
• воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств;
• анализировать и вычленять наиболее значимую информацию;
• вырабатывать соответствующую ответную реакцию.

Какие же самые важные сенсорные системы и откуда мы черпаем наибольшее количество информации?

Зрительная система — способность правильно воспринимать, различать,
обрабатывать и отвечать на то, что мы видим.

Слуховая система — информация от звукового окружения, способность
правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.

Проприоцептивная система – информация, полученная от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.

Тактильная система — информация, полученная через кожные рецепторы от
прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже.

​Когда дети становятся излишне требовательными, агрессивными и беспокойными, не слушают инструкцию, отказываются от сотрудничества, то это часто бывает связано с сенсорными затруднениями. Как результат, дети испытывают трудности в обучении, общении и имеют проблемы в поведении.

Признаки нарушения сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция необходима ребёнку для освоения движения, речи, игровых навыков, а в дальнейшем – чтения, письма и адекватного поведения.
Сбой в системе работы мозга и ЦНС распознает специалист, наблюдая как ребенок играет, как ведёт себя, как выполняет стандартные тесты.

Есть ряд симптомов нарушения сенсорной интеграции для каждого возраста свои:

В младенчестве дети начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже своих сверстников. Они кажутся неловкими, не удерживают предметы, игрушки, спотыкаются во время бега, теряют равновесие, часто падают, у них отмечается нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте главный признак – не умение играть. Ребенок не понимает действий других детей, ему не интересны популярные игры. Чаще для игр выбирает детей либо младшего возраста, либо старшего, так больше шансов быть принятыми и понятыми. Он чаще ломает предметы, чаще получает повреждения.
Также ребёнку трудно раскрашивать, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать ровно края бумаги. Такие задачи кажутся ребёнку трудными и непонятными, и поэтому неинтересными.

Гиперактивность – ещё один признак, при котором мозг не может организовать упорядоченную двигательную активность. С другой стороны, если нарушена организация тактильных ощущений, малыш необщительный, не позволяет прикасаться к себе. А некоторые бояться света или шума.

В школьном возрасте дети испытывают настоящий стресс: здесь и налаживание дружеских контактов, и сам процесс обучения, особенно чтение и письмо, переключение на разные задания, запоминание сложных инструкций. Часто ребёнок вообще не способен понять, чему его учат.
Реакцией на такую невыносимую ситуацию бывает спонтанная злость и агрессия, ведь ребёнок не может объяснить, что с ним происходит.

В подросткам возрасте нарушение проявляются как несобранность, трудности планирования задач и осознание собственной неполноценности.

На каждом этапе очень важна поддержка родителей, воспитателей и учителей.  Детям нужна Ваша безусловная любовь!

Виды нарушений сенсорной интеграции:

  1. Вестибулярной системы.
  2. Кинестетической системы.
  3. Тактильной системы.
  4. Зрительной
  5. Слуховой.

Симптомы, которые свидетельствуют о необходимости профессионального диагностирования:

    • нарушения функций зрения и слуха;
    • низкий мышечный тонус;
    • нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта, имеющие разную интенсивность и природу;
    • поведенческие проблемы;
    • проблемы со сном;
    • нарушения психомоторики;
    • судороги;
    • гиперактивность;
    • нарушение координации движений.

Основополагающие функции мозга являются вестибулярные, проприоцептивные и тактильные системы обработки сенсорной информации ребенка, которые необходимо в первую очередь развивать. Сформированные вышеперечисленные функции легко развивают слуховые и зрительные процессы, что прокладывает дорогу для формирования сенсомоторного фундамента развития ребенка.

Сенсорная интеграция в организации ощущений в нервной системе ребенка важно начать до 7 лет жизни. Это наилучший период терапии эффективен.

Учитывая нейропластичность мозга взрослые также могут развивать сенсорную интеграцию. Именно через игру и игровой опыт ребенка  организуется игровое поведение и развивается его сенсорная система.

Социальные навыки Развитие высших психических функций Адаптивное поведение От 6 до 12
Академические навыки Самостоятельность
Мелкая моторика Произвольность
Перцептивно-моторный уровень Пространственно-временное восприятие Символическая игра
Речевое восприятие Образ себя Осознание тела Концентрация внимания От 3 до 6 лет
Пространственная организация Глазодвигательная координация Постуральный контроль
Эмоциональный контроль Сенсо-моторный уровень Схема тела Интеграция сенсорных стимулов Контроль за дыханием От 1 до 3 лет
Мышечный тонус Равновесие и координация Рефлексы Латеральность
Сенсорные система Зрение Слух Вкус Обоняние До 1года
Интероцепция Тактильная Вестибулярная Проприоцептивная

Центральная нервная система

Сенсорные стратегии

 

error: Копирование без разрешения автора запрещено.