Сигналы, которые поступают в ЦНС от органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно или не полностью. Если обработка этих сигналов нарушается, то происходит дисфункция сенсорной интеграции ребенка.
⠀
Особое значение для детей имеют сигналы от ощущения положения частей своего тела, осязания, и вестибулярного аппарата, который связан со всеми зонами мозга. Нарушение в этой системе влечёт головокружение и потерю равновесия.
⠀
При затруднении в слухо-речевой деятельности у ребенка могут возникать нарушения сенсорной интеграции:
- проблемы координации между сигналами от органов зрения и моторики – ребенок испытывает затруднения рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и т. д.;
- проблемы координации органов слуха и речи – ребенку трудно воспринимать информацию на слух если есть непривычные шумы, есть отставание в речевом развитии.
⠀
Важно то, что утрированные реакции на ощущения, поступающие по средствам различных органов чувств – не капризы и не избалованность ребёнка, а одно из проявлений сенсорной дисфункции.
Нарушения сенсорной интеграции встречаются у 5-16% детей школьного возраста. Таким детям трудно воспринимать сенсорную информацию, что может приводить к широкому спектру симптомов, включая гиперчувствительность к звукам, освещению и прикосновениям, низким навыкам мелкой моторики и низкой концентрации внимания. Некоторые дети не могут вынести звук пылесоса, в то время как другим трудно держать карандаш или участвовать в социальной жизни. ⠀
⠀
Чаще всего сенсорные проблемы испытывают дети:
- со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания;
- с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, дети с ДЦП;
- с аутизмом;
- с задержкой психического развития;
- с ментальными нарушениями;
- с генетическими заболеваниями :
- синдром Дауна;
- синдром Аспергера (серьёзные трудности в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Речевые и когнитивные способности в целом сохраняются),
- синдром Ретта (пропадают приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки);
- синдром Вильямса (специфическая внешность, характеризующаяся общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта);
- синдром Шерешевского — Тёрнера (геномная болезнь, сопровождающаяся характерными аномалиями физического развития, низкорослостью и половым инфантилизмом);
- синдром Клайнфельтера (клинически проявляется лишь после полового созревания).
- наследственная предрасположенность;
- влияние вредоносных вирусов и химических веществ на развивающийся мозг;
- кислородное голодание плода во время беременности и родов;
- сенсорная депривация (недостаточность новых сенсорных ощущений).