Нарушения сенсорной интеграции

Сигналы, которые поступают в ЦНС от органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно или не полностью. Если обработка этих сигналов нарушается, то происходит дисфункция сенсорной интеграции ребенка.

Особое значение для детей имеют сигналы от ощущения положения частей своего тела, осязания, и вестибулярного аппарата, который связан со всеми зонами мозга. Нарушение в этой системе влечёт головокружение и потерю равновесия.

При затруднении в слухо-речевой деятельности у ребенка могут возникать нарушения сенсорной интеграции:

  • проблемы координации между сигналами от органов зрения и моторики – ребенок испытывает затруднения рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и т. д.;
  • проблемы координации органов слуха и речи – ребенку трудно воспринимать информацию на слух если есть непривычные шумы, есть отставание в речевом развитии.

    Важно то, что утрированные реакции на ощущения, поступающие по средствам различных органов чувств – не капризы и не избалованность ребёнка, а одно из проявлений сенсорной дисфункции.

Нарушения сенсорной интеграции встречаются у 5-16% детей школьного возраста. Таким детям трудно воспринимать сенсорную информацию, что может приводить к широкому спектру симптомов, включая гиперчувствительность к звукам, освещению и прикосновениям, низким навыкам мелкой моторики и низкой концентрации внимания. Некоторые дети  не могут вынести звук пылесоса, в то время как другим трудно держать карандаш или участвовать в социальной жизни. ⠀

Чаще всего сенсорные проблемы испытывают дети:

  • со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания;
  • с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, дети с ДЦП;
  •  с аутизмом;
  • с задержкой психического развития;
  •  с ментальными нарушениями;
  • с генетическими заболеваниями :
  1. синдром Дауна;
  2. синдром Аспергера (серьёзные трудности в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Речевые и когнитивные способности в целом сохраняются),
  3. синдром Ретта (пропадают приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки);
  4. синдром Вильямса (специфическая внешность, характеризующаяся общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта);
  5. синдром Шерешевского — Тёрнера (геномная болезнь, сопровождающаяся характерными аномалиями физического развития, низкорослостью и половым инфантилизмом);
  6. синдром Клайнфельтера (клинически проявляется лишь после полового созревания).
У таких детей сенсорные отклонения выступают как вторичные нарушения.
Однако есть и другие причины:
  • наследственная предрасположенность;
  • влияние вредоносных вирусов и химических веществ на развивающийся мозг;
  • кислородное голодание плода во время беременности и родов;
  •  сенсорная депривация (недостаточность новых сенсорных ощущений).
Нарушение сенсорной интеграции приводит в замешательство не только родителей, но даже врачей‍. Здесь нет чётких клинических критериев, поэтому эти отклонения до сих пор не признают в качестве отдельного заболевания.