Вестибулярная

Информация от вестибулярных рецепторов  человека  важна для адаптации. Нарушение равновесия между подавляющими и стимулирующими силами нервной активности, работа мозга дезорганизуется.

В организации вестибулярной системы играют роль:

  • глазодвигательные мышцы и мышцы шеи, нистагм глаз;
  • мышечный тонус, противодействие силе тяжести;
  • ответные реакции и реакции на сохранение равновесия;
  • поддержание активности к действию;
  • баланс уровня активации нервной системы;
  • связь между телесных ощущений и внешними событиями;
  • пространственная перцепция;
  • эмоциональное развитие.

Вестибулярная система человека влияет на пищевой тракт и учебный процесс.

Вестибулярный аппарат, один из важнейших органов для человека, и находится он во внутреннем ухе. Если от этого органа не поступают сигналы в мозг или неадекватно обработываются, то это и есть вестибулярная дисфункция.

Признаки гиперчувствительности:

  • Ребенок избегает детских площадок, качелей, каруселей;
  • боится высоты;
  • не нравится находиться вверх тормашками;
  • боится упасть;
  • не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения;
  • сталкивается с трудностями, учась читать или считать;
  • не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках;
  • чаще сверстников падает или вовсе не пытается удержаться от падения;
  • плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами, прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. д.;
  • путает направо и налево, вверх и вниз;
  • переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях;
  • избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек тела.
Признаки недостаточной чувствительности:
  • Ребенок постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте;
  • качает ногами когда сидит;
  • любит когда его подбрасывают;
  • кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.
Рекомендации в помощи организации вестибулярной информации ребенка:
  • Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки,
  • самостоятельные активные движения, которые ребёнок регулирует самостоятельно стимулируют и воодушевляют;
  • медленные ритмические движения – успокаивают;
  • стимулируйте ребенка к занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • вводите билатеральные игры – игры с участием обеих сторон тела, прыжки со скакалкой, плавание, игру на музыкальном инструменте и т.д.;

Рекомендации в помощи организации вестибулярной системе ребенка родителем:

  • Ежедневно выделять время на подвижные игры ребенка, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
  • направлять ребенка к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
  • наблюдайте за реакциями ребенка в двигательной активности. Найдите, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
  • стимулируйте ребенка к чтению, игре, раскрашиванию в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • подбадривайте ребенка, когда ему хочется осуществить действиями которые требующие поддержания равновесия: катание на коньках, ездой на велосипеде, и т.п.

Вестибулярные игры :

  • требующие скорости и быстрых движений с изменением направления;
  • с медленными ритмическими движениями — раскачиваниями и колебаниями;
  • стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, кидание мячей в цель,  броски, перекладывание из рук в руки мяча.
  • с кружением. Нельзя кружить ребенка слишком сильно и долго.
  • прыжки на батуте, катание на качелях, и гамаке.