Информация от вестибулярных рецепторов человека важна для адаптации. Нарушение равновесия между подавляющими и стимулирующими силами нервной активности, работа мозга дезорганизуется.
В организации вестибулярной системы играют роль:
- глазодвигательные мышцы и мышцы шеи, нистагм глаз;
- мышечный тонус, противодействие силе тяжести;
- ответные реакции и реакции на сохранение равновесия;
- поддержание активности к действию;
- баланс уровня активации нервной системы;
- связь между телесных ощущений и внешними событиями;
- пространственная перцепция;
- эмоциональное развитие.
Вестибулярная система человека влияет на пищевой тракт и учебный процесс.
Вестибулярный аппарат, один из важнейших органов для человека, и находится он во внутреннем ухе. Если от этого органа не поступают сигналы в мозг или неадекватно обрабатываются, то это и есть вестибулярная дисфункция.
Признаки гиперчувствительности:
- В младенчестве не любит детские качели и прыгунки.
- В младенчество не любит лежать на животе.
- Может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами.
- Ребенок избегает детских площадок (качели, карусели, горки, лесенки).
- Избегает и не любит лифты и эскалаторы, может сесть , когда приходится ими пользоваться, т.к. может укачать.
- Боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку.
- Боится оторвать ступни от земли.
- Боится упасть. Может испугаться падения, даже если нет реального риска так такового.
- Боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности.
- Не нравится находиться вверх тормашками. Боится быть повернутым вверх тормашками, вбок, назад, будет отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной.
- Замирает, если кто-то другой начинает его двигать (пододвигает его стул к столу ближе).
- Может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет.
- Предпочитает сидячие задания, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление «слабака».
- Не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
- Сталкивается с трудностями, учась читать или считать.
- Не может удержать взгляд на движущемся предмете или переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках.
- Легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим.
- Боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего чувства равновесия.
- Избегает резких и вращательных движений.
- Чаще сверстников падает или вовсе не пытается удержаться от падения.
- Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами, прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. д.
- Путает направо и налево, вверх и вниз.
- Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях.
- Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек тела.
Признаки недостаточной (пониженной) чувствительности и поиска вестибулярных ощущений :
⠀
- Ребенок постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте.
- Стремится ко всему, что дает ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения.
- Качает ногами когда сидит.
- Любит, когда его подбрасывают вверх.
- Может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения, полон энергии.
- В парках аттракционов любит все быстрое, захватывающее и или пугающее.
- Постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на вращательном стуле, переворачивается вверх тормашками.
- Любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше.
- Ищет источник возбуждения, приключений, нередко опасных.
- Постоянно бежит и подпрыгивает, подскакивает вместо простой ходьбы.
- Любит быстрые внезапные движения, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.
Рекомендации в помощи организации вестибулярной информации ребенка:
- Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки,
- самостоятельные активные движения, которые ребёнок регулирует самостоятельно стимулируют и воодушевляют;
- медленные ритмические движения – успокаивают;
- стимулируйте ребенка к занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
- вводите билатеральные игры – игры с участием обеих сторон тела, прыжки со скакалкой, плавание, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
Рекомендации в помощи организации вестибулярной системе ребенка родителем:
- Ежедневно выделять время на подвижные игры ребенка, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
- направлять ребенка к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
- наблюдайте за реакциями ребенка в двигательной активности. Найдите, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
- стимулируйте ребенка к чтению, игре, раскрашиванию в положении лежа на животе, опираясь на локти;
- подбадривайте ребенка, когда ему хочется осуществить действиями которые требующие поддержания равновесия: катание на коньках, ездой на велосипеде, и т.п.
Вестибулярные игры :
- требующие скорости и быстрых движений с изменением направления;
- с медленными ритмическими движениями — раскачиваниями и колебаниями;
- стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, кидание мячей в цель, броски, перекладывание из рук в руки мяча.
- с кружением. Нельзя кружить ребенка слишком сильно и долго.
- прыжки на батуте, катание на качелях, и гамаке.