Вестибулярная

Информация от вестибулярных рецепторов  человека  важна для адаптации. Нарушение равновесия между подавляющими и стимулирующими силами нервной активности, работа мозга дезорганизуется.

В организации вестибулярной системы играют роль:

  • глазодвигательные мышцы и мышцы шеи, нистагм глаз;
  • мышечный тонус, противодействие силе тяжести;
  • ответные реакции и реакции на сохранение равновесия;
  • поддержание активности к действию;
  • баланс уровня активации нервной системы;
  • связь между телесных ощущений и внешними событиями;
  • пространственная перцепция;
  • эмоциональное развитие.

Вестибулярная система человека влияет на пищевой тракт и учебный процесс.

Вестибулярный аппарат, один из важнейших органов для человека, и находится он во внутреннем ухе. Если от этого органа не поступают сигналы в мозг или неадекватно обрабатываются, то это и есть вестибулярная дисфункция.

Признаки гиперчувствительности:

  • В младенчестве не любит детские качели и прыгунки.
  • В младенчество не любит лежать на животе.
  • Может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами.
  • Ребенок избегает детских площадок (качели, карусели, горки, лесенки).
  • Избегает и не любит лифты и эскалаторы, может сесть , когда приходится ими пользоваться, т.к. может укачать.
  • Боится высоты, даже подняться  на бордюрчик или ступеньку.
  • Боится оторвать ступни от земли.
  • Боится упасть. Может испугаться падения, даже если нет реального риска так такового.
  • Боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности.
  • Не нравится находиться вверх тормашками. Боится быть повернутым вверх тормашками, вбок, назад, будет отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной.
  • Замирает, если кто-то другой начинает его двигать (пододвигает его стул к столу ближе).
  • Может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет.
  • Предпочитает сидячие задания, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление «слабака».
  • Не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
  • Сталкивается с трудностями, учась читать или считать.
  • Не может удержать взгляд на движущемся предмете или переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках.
  • Легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим.
  • Боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего чувства равновесия.
  • Избегает резких и вращательных движений.
  • Чаще сверстников падает или вовсе не пытается удержаться от падения.
  • Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами, прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т. д.
  • Путает направо и налево, вверх и вниз.
  • Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях.
  • Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек тела.
Признаки недостаточной (пониженной) чувствительности и поиска вестибулярных ощущений :
  • Ребенок постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте.
  • Стремится ко всему, что дает ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения.
  • Качает ногами когда сидит.
  • Любит, когда его подбрасывают вверх.
  • Может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения, полон энергии.
  • В парках аттракционов любит все быстрое, захватывающее и или пугающее.
  • Постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на вращательном стуле, переворачивается вверх тормашками.
  • Любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше.
  • Ищет источник возбуждения, приключений, нередко опасных.
  • Постоянно бежит и подпрыгивает, подскакивает вместо простой ходьбы.
  • Любит быстрые внезапные движения, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.
Рекомендации в помощи организации вестибулярной информации ребенка:
  • Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки,
  • самостоятельные активные движения, которые ребёнок регулирует самостоятельно стимулируют и воодушевляют;
  • медленные ритмические движения – успокаивают;
  • стимулируйте ребенка к занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • вводите билатеральные игры – игры с участием обеих сторон тела, прыжки со скакалкой, плавание, игру на музыкальном инструменте и т.д.;

Рекомендации в помощи организации вестибулярной системе ребенка родителем:

  • Ежедневно выделять время на подвижные игры ребенка, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
  • направлять ребенка к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
  • наблюдайте за реакциями ребенка в двигательной активности. Найдите, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
  • стимулируйте ребенка к чтению, игре, раскрашиванию в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • подбадривайте ребенка, когда ему хочется осуществить действиями которые требующие поддержания равновесия: катание на коньках, ездой на велосипеде, и т.п.

Вестибулярные игры :

  • требующие скорости и быстрых движений с изменением направления;
  • с медленными ритмическими движениями — раскачиваниями и колебаниями;
  • стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, кидание мячей в цель,  броски, перекладывание из рук в руки мяча.
  • с кружением. Нельзя кружить ребенка слишком сильно и долго.
  • прыжки на батуте, катание на качелях, и гамаке.
error: Копирование без разрешения автора запрещено.