ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
- хорошо ориентируется в знакомых местах;
- знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина;
- концентрация внимания до 7 минут;
- удерживает до 5 предметов в поле зрения;
- запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
- быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
- узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
- повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
- находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
- находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
- собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
- называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
- повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
- посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.
МЫШЛЕНИЕ
- можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных;
- запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением;
- сам изобразить нужный символ;
- без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду;
- сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот;
- сам подбирает антонимы (днем светло – ночью темно);
- решает простые головоломки, загадки, логические задачи;
- находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение;
- знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры;
- определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги;
- учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции;
- из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.
РЕЧЬ
- четко произносит гласные и согласные звуки;
- умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
- составляет связный текст до 6 предложений;
- с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
- называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
- называет свой возраст, домашний адрес;
- различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
использует единственное и множественное число;
- не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
- в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.
ДОПУСКАЕТСЯ!
- путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин»;
- западение шипящих звуков и [р].
В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
- нанизывает бусины средней величины на нитку;
- завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
- учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
- обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
- из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек;
- неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- ребенок хорошо и быстро бегает;
- без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
- прыгает в высоту и длину;
- кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
- подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
- преодолевает препятствия на пути.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
- по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
- может признать свою вину и попросить прощения;
- выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
- Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время.
- Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.
- Одеваясь на прогулку, выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается.
- Знать переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
- Дети подолгу играют самостоятельно, общительны, стремятся к новым знакомствам.
- Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.
- справляться с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню.
- осознание пола.
- Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами.
- Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения.
- Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.