Синдром дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) мозга

Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают:

  • эпитеты «ленивый»;
  • «невнимательный»;
  • «неуправляемый» и т.д.
  • Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаем остью, подчас просто неадекватными реакциям на происходящее.

Из биографических данных становится известно, что ребенок практически всегда отличается от своих сверстников:

  • излишне чувствителен;
  • капризен;
  • часто неуправляем в поведении;
  • нередко патологически упрям.

У таких детей может отмечаться:

  • излишняя полнота или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками;
  • явления энуреза вплоть до 10-12 лет;
  • изменения аппетита и формулы сна.
  • Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание.
  • Встречаются реакции логоневроза.
  • Они неловки;
  • долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации;
  •  имеет место обилие синкинезий, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок.
  • специфично первичное нарушение праксиса поз, что не встречается в детском возрасте ни при каком другом варианте мозговой недостаточности.

Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция.

  • Но постоянные флюктуации внимания, возникающие во время обследования, «застывания»;
  • с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить;
  • чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Вместе с тем дети из этой группы в течение получаса могут не принимать полноценного участия в эксперименте, кривляясь и ерничая, и лишь после специальных «приёмов» со стороны психолога сознаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить».

Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой.

  • Особо следует отметить речь этих детей. Она, как правило, не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской.
  • Светская беседа с ними — развернутое действо, в котором ребенок, как правило, пытается блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями.
  • При этом нередки элементы заикании и некоторых дизартрических проявлений.
  • Ярким примером может служить один из мальчиков 8 лет, который, вдохновенно увиливая от тестовых заданий, переводил беседу в плоскость обсуждения архитектурных стилей (в которых разбирался совсем неплохо), но при этом демонстрировал явную тенденцию к скандированной речи с элементами дизартрии, а шнурки по просьбе психолога с сопением завязывал минуты три.
  • Нельзя назвать ни одного стойкого дефекта при выполнении детьми этой группы экспериментальных тестов.
  • На фоне явно сниженной обшей нейродинамики они демонстрируют показатели мнестической деятельности в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их, неплохо читают, пишут.
  • Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Исполнительная сторона графической деятельности (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой», что зачастую приводит к конфликту с учителями.
  • Основным радикалом в повседневной жизни детей данной группы является несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней аутостимуляции; это явление сопряжено со слабостью нейродинамического и эмоционально-аффективного аспектов психической деятельности.
error: Копирование без разрешения автора запрещено.