Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают:
- эпитеты «ленивый»;
- «невнимательный»;
- «неуправляемый» и т.д.
- Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаем остью, подчас просто неадекватными реакциям на происходящее.
Из биографических данных становится известно, что ребенок практически всегда отличается от своих сверстников:
- излишне чувствителен;
- капризен;
- часто неуправляем в поведении;
- нередко патологически упрям.
У таких детей может отмечаться:
- излишняя полнота или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками;
- явления энуреза вплоть до 10-12 лет;
- изменения аппетита и формулы сна.
- Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание.
- Встречаются реакции логоневроза.
- Они неловки;
- долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации;
- имеет место обилие синкинезий, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок.
- специфично первичное нарушение праксиса поз, что не встречается в детском возрасте ни при каком другом варианте мозговой недостаточности.
Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция.
- Но постоянные флюктуации внимания, возникающие во время обследования, «застывания»;
- с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить;
- чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Вместе с тем дети из этой группы в течение получаса могут не принимать полноценного участия в эксперименте, кривляясь и ерничая, и лишь после специальных «приёмов» со стороны психолога сознаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить».
Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой.
- Особо следует отметить речь этих детей. Она, как правило, не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской.
- Светская беседа с ними — развернутое действо, в котором ребенок, как правило, пытается блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями.
- При этом нередки элементы заикании и некоторых дизартрических проявлений.
- Ярким примером может служить один из мальчиков 8 лет, который, вдохновенно увиливая от тестовых заданий, переводил беседу в плоскость обсуждения архитектурных стилей (в которых разбирался совсем неплохо), но при этом демонстрировал явную тенденцию к скандированной речи с элементами дизартрии, а шнурки по просьбе психолога с сопением завязывал минуты три.
- Нельзя назвать ни одного стойкого дефекта при выполнении детьми этой группы экспериментальных тестов.
- На фоне явно сниженной обшей нейродинамики они демонстрируют показатели мнестической деятельности в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их, неплохо читают, пишут.
- Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Исполнительная сторона графической деятельности (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой», что зачастую приводит к конфликту с учителями.
- Основным радикалом в повседневной жизни детей данной группы является несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней аутостимуляции; это явление сопряжено со слабостью нейродинамического и эмоционально-аффективного аспектов психической деятельности.