СИНДРОМ МОЗГОВОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ
Краткая характеристика |
Да | Нет |
Лобных отделов головного мозга функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. |
||
Легко отвлекается, быстро устает от занятий? | ||
Вял и равнодушен практически ко всему, особенно к выполнению школьных заданий | ||
Учебная программа усваивается с трудом | ||
В обследовании ребенок медлителен и монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента | ||
Склонность к упрощению программы | ||
Внешний контроль повышает эффективность работы | ||
Речевая продукция крайне бедная, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису | ||
Включение ребенка в активную речь затруднено | ||
Основной при данной несформированпости — является недостаток само регуляции, программирования | ||
целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности | ||
И связана она со слабым регулированием функции речи, речь еще не достигла такого уровня развития, когда она станет организатором и конструирующим фактором его деятельности | ||
Левой височной области головного мозга функциональная несформированность левой височной доли |
||
трудность в звукоразличении, и , как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух. | ||
В остальных психических функциях не обнаружены какие-либо значительные дефицитарные отклонения | ||
В жалобах ребенка ссылки на то, что учитель говорит быстро, непонятно | ||
При чтении проблема в расстановке ударения, чтение плохо интонировано | ||
Письменная речь нарушена в большей степени и зависит от состояния фонематического слуха | ||
В связи со звуковой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью (компенсаторное многословие, но чаще замкнутость, молчаливость). |
||
При отсутствии коррекции нарушается способность разворачивания программы собственных речевых высказываний, появляется деформация обобщающей и номинативной функции речи. |
||
Межполушарного взаимодействия функциональная несформированность межполушарных взаимодействий |
||
набор типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий | ||
несформированность реципрокной координации рук | ||
обилие реверсий (зеркальность) | ||
тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля | ||
несформированность фонематического слуха нестабильность номинативной функции речи | ||
«краевые» эффекты при исследовании памяти (первый и последний эталон запоминает лучше) | ||
использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного существования двух систем мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может использовать то одну, то другую стратегию |
||
Все перечисленное приводит ко вторичных дефектов, подчас приводящих не только к учебной дезадаптации, но и к неоправданным диагнозам |
||
Правое полушарие функциональная несформированность правого полушария |
||
Недостаточного пространственного представления и нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. | ||
Нередки предметные парагнозии, дефекты сомато- и лицевого гнозиса, цветоразличения и дифференциации эмоций |
||
В зрительной памяти нарушения порядка сочетается с обилием параграфий и реверсий | ||
Эталонные образцы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости | ||
Обнаруживаются также и реверсии и контаминации (слепки) из двух фигур, и искажения, связанные с метрическими и структурно-топологическими метаморфозами |
||
Речь и мышление в пределах нормы | ||
Однако эти процессы носят «взрослый» штамповый оттенок с обилием интонационно-мелодических и жестомимических компонентов. | ||
Первичная пространственная недостаточность вредоносно сказывается на эффективности письма, счета и чтения в той их части, которая базируется на оптико-пространственном представлении |