Три типа СДВГ:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности;
- Смешанный вариант.
Осложнения синдрома дефицита внимания:
- плохая успеваемость в школе;
- эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
- социальные проблемы (отсутствие друзей);
- риск травмы;
- восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ
Симптомы невнимательности:
- неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
- трудности концентрации внимания на заданиях или в игровой деятельности;
- трудности в выполнении повседневных дел (не являющиеся следствием оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
- нарушение организации заданий и деятельности, забывчивость, повышенная отвлекаемость на внешние стимулы.
Симптомы гиперактивности:
- беспокойные неуместные движения руками и ногами, неусидчивость,
- неадекватная шумная активность в играх,
- трудность тихого проведения досуга.
Симптомы импульсивности:
- нетерпеливость, затруднения при ожидании очереди в играх или групповых занятиях,
- прерывание разговоров или игр других людей,
- повышенная разговорчивость без адекватной реакции на социальные ограничения.
Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ:
- токсикозы при беременности у матери больного;
- угроза прерывания беременности;
- хронические заболевания матери;
- резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
- патологические роды;
- родовые травмы;
- инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
- фебрильные судороги;
- черепно-мозговые травмы;
- менингеальные симптомы при гипертермии;
- наркозы в анамнезе.
Наиболее частые жалобы:
- избыточная возбудимость;
- импульсивность;
- раздражительность;
- частая смена настроения;
- невозможность длительного сосредоточения.
Нарушения:
- координации;
- дизритмия;
- статико-моторная неловкость;
- много синкинезий, повышенная двигательная возбудимость;
- быстрая утомляемость;
- капризность;
- нарушение поведения;
- трудности школьного обучения;
- дизграфия;
- дислексия;
- нарушения мышечного тонуса;
- вегетососудистая дизрегуляция, слабость вестибулярного аппарата;
- экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы);
- стёртые формы гидроцефалии (водянки головного мозга);
- косвенные признаки внутричерепной гипертензии;
- врождённые пороки развития;
- нейроортопедическая патология;
Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для:
- детей до 16 лет достаточно шести симптомов;
- для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти.
Ребёнок или взрослый с СДВГ:
- не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
- испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
- кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
- не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
- испытывает проблемы с распорядком дня;
- избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
- теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
- легко отвлекается;
- забывчив в повседневной деятельности;
Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для:
- детей до 16 лет достаточно шести симптомов;
- для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти.
Ребёнок или взрослый с СДВГ:
- ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
- покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
- слишком много говорит;
- отвечает до того, как вопрос завершен;
- при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.
Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.
Также должны быть соблюдены следующие условия:
- несколько симптомов дефицита внимания или гиперактивности наблюдались в возрасте до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома и в школе или на работе и с друзьями);
- симптомы мешают или снижают качество учёбы или рабочей деятельности;
- симптомы не объясняются другими психическими расстройствами (например, тревожным, диссоциативным или расстройством личности).