Предназначен для выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Этот вариант методики разработан Р.Бернсом и С. Кауфманом в1972 году.
Эта методика доступна детям с 5 лет. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу и страх рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисования ребенком своей семьи и беседы после выполнения рисунка.
Инструкция:
«Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем – либо заняты».
Во время рисования следует записывать все высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности;
- каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
Обработка результатов.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.
Информативными признаками рисунка считаются:
- расположение рисунка на листе бумаги,
- пропорции отдельных частей рисунка,
- его величина,
- стиль раскрашивания,
- сила нажима карандаша,
- стирание рисунка и его отдельных частей, — выделение отдельных деталей.
Для анализа рисунка используется 3 аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.
Детали рисунка отражают значимые аспекты каждодневных житейских ситуаций.
Пропорции рисунка отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, как отношение одной части к другой.
Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение.
Для теста разработана система количественных оценок. Выделено 5 симптомокомплексов:
- Благоприятная семейная ситуация;
- Тревожность;
- Конфликтность в семье;
- Чувство неполноценности;
- Враждебность в семейной ситуации.
Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.
Симптомо-комплексы кинетического рисунка семьи
Благоприятная семейная ситуация
|
Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
.Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие штриховки | 0,1 | |
Хорошее качество линий | 0,1 | |
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
Другие возможные признаки | — | |
Страх, тревожность | Штриховка | 0,1,2,3 |
Линия основания – пол | 0,1 | |
Линия над рисунком | 0,1 | |
Линия с сильным нажимом | 0,1,2 | |
Стирание | 0,1.2 | |
Преувеличенное внимание к детям | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
Другие возможные признаки | — | |
Конфликтность | Барьеры между фигурами | 0,2 |
Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | |
Отсутствие основных частей тела | 0,2 | |
.Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
Несоответствие вербального описания рисунку | 01 | |
Преобладание вещей | 0,2 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | |
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
Другие возможные признаки | — | |
Чувство неполноценности | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
. Изоляция автора от других | 0,1 | |
Маленькие фигуры | 0,1 | |
Неподвижная по сравнению с другими фигурами фигура автора | 0,1 | |
Отсутствие автора рисунка | 0,1 | |
Автор стоит спиной | 0,2 | |
Другие возможные признаки | — | |
Враждебность семейной ситуации | Одна фигура на другом листе | 0,2 |
Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
Заркнутая фигура | 0,2 | |
.Деформированная фигура | 0.0,2 | |
.Обратный профиль | 0,1 | |
Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
Пальцы длинные подчеркнутые | 0,1 | |
Другие возможные признаки | — |