Автор: Л. Дюсс
Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.
Сказка «Птенец»
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.
Что делать птенцу?
Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)
- Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.
- Полетит к маме, потому что испугался.
- Полетит к папе, потому что он сильней.
- Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать На помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его.
Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)
- Не умеет летать, потому останется на земле.
- Попытается лететь, но не сумеет.
- Умрет во время падения.
- Умрет от голода, дождя, холода.
- О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.
Сказка «Страх»
Цель: определить наличие страха, тревоги.
Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Нормальные ответы
- Вел себя плохо и теперь боится наказания.
- Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
- Боится темноты.
- Боится какого – то животного.
- Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
Настораживающие ответы
- Боится, что его украдут.
- Чудовище хочет украсть его и съесть.
- Боится остаться один.
- Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
- Боится, что придет вор и ударит его ножом.
- Боится, что умрет папа, мама.
Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.
Сказка «Новость»
Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.
Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы
- К обеду придет гость
- Придут гости.
- Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).
- Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.
Настораживающие ответы
- Кто – то в семье умер.
- Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
- Мама хочет что – то запретить мальчику.
- Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.
Сказка «Дурной сон»
Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Нормальные ответы
- Я не знаю.
- Ничего на ум не приходит.
- Ему приснился страшный фильм.
- Ему приснилось плохое животное.
- Ему приснилось, что он заблудился.
Настораживающие ответы
- Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер).
- Ему приснилось, что он умер.
- Ему приснилось, что пришли его забрать.
- Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.
Протокол тестирования Тест «Сказка»
Ф.И.________________________________
Возраст_________________
Дата проведения обследования_______________________
№№ Теста | Наименование теста | Параметры | Ответ ребенка | Норма | Патология |
1 | «Птенец»
|
Степень зависимости от родителей | |||
2 | «Страх»
|
Скрытая агрессивность
(к родителям),чувство вины |
|||
3 | «Новость»
|
Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания | |||
4 | «Дурной сон»
|
Страшные сны в контексте с другими текстами |