Ориентировочный тест школьной зрелости Кера-Йирасека

Тест состоит из 3-х частей:

  • рисунок человека (мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек.

Уровень сформированности школьной мотивации будет определяться с помощью теста «Хочу ли я учиться в школе».

Информированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью оценивается с помощью «Графического диктанта».

 

 

 

 

Ребенок должен выполнить задание типа “Поставь карандаш на первую точку. Рисуя не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.”

Должны получиться следующие узоры:

 

 

 

 

Способность действовать по образцу, произвольная деятельность оценивается с помощью методики «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

 

 

 

Пространственная ориентация оценивается с помощью вопросов: Покажи верх (низ) стола. Правую (левую) стороны и т. д.

Развитие мелкой моторики будет оцениваться с помощью следующих методик: «Соедини точки» ребенку предлагается дорисовать рисунок по точкам. «Дорисуй рисунок» ребенку надо дорисовать предложенную картинку

«Дорожки» на листе бумаги нарисованы «дорожки», тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами, ребенку предлагается провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги, и не съезжая с дорожки.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) — тестовая беседа, где ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  • Назови свои фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  • Ты девочка или мальчик?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  • У тебя есть брат, сестра?
  • Кто старше?
  • Сколько тебе лет?
  • А сколько будет через год? Через два года?
  • Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром?
  • Когда ты обедаешь – утром или днем?
  • Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой папа, твоя мама?
  • Ты любишь рисовать?
  • Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  • Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень?
  • Почему ты так считаешь?
  • Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?
  • Что делает почтальон, врач, учитель?
  • Зачем в школе нужна парта, звонок?
  • Ты хочешь пойти в школу?
  • Покажи свой правый глаз, левое ухо.
  • Для чего нужны глаза, уши?
  • Каких животных ты знаешь?
  • Каких птиц ты знаешь?
  • Кто больше – корова или коза? Птица или пчела?
  • У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  • Что надо сделать если сломал чужую вещь?

Развитие уровня внимания определяется с помощью методики Пьерона – Рузера, ребенку предлагается бланк с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» он должен расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – птичку, в треугольник – минус, в кружок – плюс и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно, время работы 60 секунд.

 

 

 

 

Развитие памяти методика «10 картинок» ребенку предъявляются 10 картинок, знакомых ему предметов, которые он должен запомнить и затем воспроизвести то, что запомнил.

Уровень развития восприятия определяется с помощью методики «Матрицы Равена» ребенку предлагается серия из постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

 

 

 

 

Развитие речи и логического мышления будет оцениваться с помощью методик: «Что лишнее?» детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, ребенку необходимо в каждой серии состоящей из 4 картинок найти лишнюю картинку, которая не подходит к другим по смыслу, то есть лишнее, и объяснить почему.

 

 

 

 

Самооценка будет оцениваться с помощью методики «Лесенка» ребенок должен поставить себя на одну из ступенек лестницы, как он себя ощущает. «Последовательность картинок» перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.