Опросник латеризации функций головного мозга

МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ

ПО РУКЕ
Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку?    
В какой руке держишь ложку во время еды?    
Какой рукой размешиваешь сахар в чае?    
Какой рукой держишь зубную щетку?    
Какой рукой причесываешься?    
Какой рукой рисуешь?    
Какой рукой пишешь?    
Какой рукой режешь ножницами?    
Какой рукой пользуешься ластиком?    
Какой рукой бросаешь мяч?    
Какой рукой раздаешь карты?    
Какой рукой бьешь молотком?    
Какой рукой держишь?    
Коэффициент латерального предпочтения по формуле, где: (П — Л) х 100

                                                                                              (П + Л)

П — правая (рука, глаз и т. д.)  Л — левая.

От (-10) до (+10) — результаты оцениваются как амбилатеральность;

Меньше (-10) как левостороннее почтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария);

Больше (+10) — как правостороннее (доминантность левого полушария)

Неоднократное тестирование необходимо чтобы получить более достоверные результаты.

Различные нагрузки могут приводить к флуктуациям (нестабильность) моторного и сенсорного предпочтений ребенка, что свидетельствует о недостаточной сформированности у него доминантности по руке, глазу и т. д.

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПО КИСТИ И ПАЛЬЦАМ
Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование.

Инструкция: «Сделай, пожалуйста, так».

Ведущая рука оказывается сверху в пробе «переплетение пальцев» сверху — большой палец ведущей руки

   
Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий рисунок, письмо каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.    
Проба Чернашека. (от 7 лет) Кладется чистый лист бумаги в ЛР И ПР дается по карандашу.

«Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой прикосновение к ПР — квадрат, а ЛР- круг. Еще раз: квадрат (прикосновение), круг (прикосновение). Запомнил?» до 8 раз. Варианты: «треугольник — квадрат», «крут — квадрат»

   
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ НОГ И ТЕЛА
Попрыгай на одной ноге». Используется ведущая нога.    
 «Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?» Активная (в т. ч. толчковая) нога — ведущая    
«Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.    
«Повертись, покрутись несколько раз». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела    
Психолог достаточно громко приговаривает: «Быстрей, быстрей» (постукивает по столу) — и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком.

Субдоминантная рука в этой пробе или повторяет движение ведущей, или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

 

СЕНСОРНЫЕ АСИММЕТРИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ
«Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.    
«Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)». Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.    
«Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.    
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЛУХОРЕЧЕВАЯ АСИММЕТРИЯ
«Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону.  Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.    
«Повтори, что я скажу». Эксп. шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.    
Дихотическое прослушивание. Ребенок слушает через стереонаушники (с правого и левого уха одновременно) две разные серии слов; после каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.

1.                  Холод Рама Клин    2.    ГОСТЬ РИСК ДОЖДЬ   3.    ДОМ ЛЕС НОЧЬ   

4.          КОТ СТОЛ МОСТ           5.    РАНА ПЕНА ТИНА        6.   МИНА СЕНО ШИНА

ЭТАЛОННЫЕ СЛОВА (левОЕ УХО) ПРИВНЕСЕННЫЕ СЛОВА, которые отсутствуют среди эталонных ЭТАЛОННЫЕ СЛОВА (ПРАВОЕ УХО)
 

 

   
 

 

   
 

 

   
 

 

   
 

 

   
 

 

   
Кпу (коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи

Кэфф (коэффициент эффективностиили коэффициент продуктивности Кпр.

где вс — сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС — общее количество тестовых слов

ПОДСЧЕТ ОШИБОК С КАЖДОГО УХА
Литеральные парафразии — замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной.

При различной локализации поражения литеральная парафазия приобретает характерные черты.

При сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами („с“ заменяется на „з“, „б“ — на „п“).

При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения („л“ — на „н“, „м“ — на „б“).

   
Вербальные парафазии —  болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико-мнестической афазии. Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).    
Контаминации — «смешение» — возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных    
Персевераций-  устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения. Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.    
Реминисценция — эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.    
Привнесений (конфабуляций) новых слов    
Нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами)    

 

АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКИХ (ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ) ХАРАКТЕРИСТИК ДИХОТИЧЕСКОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ