Базовый комплекс нейропсихологических упражнений включает в себя двигательную коррекцию, которая позволяет наверстать упущенное в двигательном развитии ребенка, разделить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Решить такие задачи возможно применяя метод замещающего онтогенеза.
Преимущества:
- отработка той фазы развития, которая была пропущена или при прохождении которой наблюдались явные отклонения или задержки;
- позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.
- успешное восстановление позволяет переходить к работе на последующих этапах и уровнях.
- ребенок получает новый позитивный опыт прохождения основных этапов онтогенеза
Цель базового комплекса нейропсихологических упражнений:
- упражнения, позволяющие наверстать, упущенное в двигательном развитии ребенка;
- разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
- сформировать недостающие нейронные связи;
- позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия
- снимают синкинезий и мышечные зажимы;
- развитие «ощущение» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела);
- развивает моторную координацию, внутреннюю речь и самоконтроль.
Время занятий: 30-45 минут.
Частота проведения занятий: 2 раза в неделю (ежедневные истощают ребенка и снижают продуктивность).
Перерывы: больше недели не желательны, так как «стирается след».
Занятия 1 раз в неделю возможны при втором качественном занятии дома с родителями. Качественно отработанные упражнения можно пропускать, не нарушая последовательности оставшихся.
*ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ на звук, музыку, стук :
- выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, эмоциональной сферы человека, которые выражаются в телесном движении. В результате ребенок лучше чувствует и осознает свое тело, свои чувства и переживания и могут более адекватно их выразить;
- понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т .е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития;
- использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.
Четкая повторяющаяся структура занятий:
- неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности;
- соблюдение правил, ритуалов и временного регламента;
- поочередное приписывание роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, и уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
Система наказаний и поощрений:
- оговаривается в начале занятий;
- наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера;
- поощрением могут служить призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре, осуществление ребенком контроля за игрой (помощник), осуществление контроля ребенком за временем (хранитель времени).
Двигательная программа