Базовый комплекс нейропсихологических упражнений

Базовый комплекс нейропсихологических упражнений включает в себя двигательную коррекцию, которая позволяет наверстать  упущенное в двигательном развитии ребенка, разделить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи. Решить такие задачи возможно применяя метод замещающего онтогенеза.

Преимущества:

  • отработка той фазы развития, которая была пропущена или при прохождении которой наблюдались явные отклонения или задержки;
  • позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.
  • успешное восстановление позволяет переходить к работе на последующих этапах и уровнях.
  • ребенок получает новый позитивный опыт прохождения основных этапов онтогенеза

Цель базового комплекса нейропсихологических упражнений:

  • упражнения, позволяющие наверстать, упущенное в двигательном развитии ребенка;
  • разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
  • сформировать недостающие нейронные связи;
  • позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
  • обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия
  • снимают синкинезий и мышечные зажимы;
  • развитие «ощущение» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела);
  • развивает моторную координацию, внутреннюю речь и самоконтроль.

Время занятий: 30-45 минут.

Частота проведения занятий: 2 раза в неделю (ежедневные истощают ребенка и снижают продуктивность).

Перерывы: больше недели не желательны, так как «стирается след».

Занятия 1 раз в неделю возможны при втором качественном занятии дома с родителями. Качественно отработанные упражнения можно пропускать, не нарушая последовательности оставшихся.

*ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ на звук, музыку, стук :

  • выразительные движения являются неотъем­лемым компонентом эмоциональной, эмоциональной сферы человека, которые выражаются в телесном движении. В результате ребенок лучше чувствует и осознает свое тело, свои чувства и пере­живания и могут более адекватно их выразить;
  • понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т .е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития;
  • использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

Четкая повторяющаяся структура занятий:

  • неизменное расположение предметов, что является допол­нительным организующим моментом при формировании произвольности;
  • соблюдение правил, ритуалов и временного регламента;
  • поочередное приписыва­ние роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, и уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Система наказаний и поощрений:

  • оговаривается в начале занятий;
  • наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера;
  • поощрением могут служить призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре, осуществление ребенком контроля за игрой (помощник), осуществление контроля ребенком за временем (хранитель времени).

Двигательная программа

  1. Дыхательные упражнения
  2. Глазодвигательные упражнения
  3. Подъем рук и ног
  4. Бревнышко
  5. Качалочка на животе
  6.  Качалочка на спине
  7. Партизан
  8. Маленькая гусеница
  9. Большая гусеница
  10. Паучок
  11. Крабик
  12. Кошечка на предплечьях
  13. Кошечка на локтях
  14. Кошечка гимнастка
  15. Кошечка боком 
  16. Лев
  17. Носочки -ладошки
  18. Скалолаз
  19. Ходьба