Способность планировать действия и произвольно их выполнять, контролируя ее выполнение обеспечивается определенным мозговыми механизмами, которые составляют 3 блок «Программирования, контроля и регуляции деятельности», который расположен в передних отделах мозга- лобных долях и отвечает за настройку состояний активности (избирательность внимания) и регуляцию произвольного поведения. Становление функции программирования и контроля, регуляции деятельности формируется в юношеском возрасте. Критический момент становления выпадает на 6-7 лет.
Авторы методики «Школа внимания» Н. Пылаева Т. Ахутина. Методика направленная на развитие способности планировать свои действия и контролировать их. В основе метода лежит числовой ряд, который позволяет:
- привить навык упорядычивания объекты по количеству, абстрогировать их число и соотнеси с цифрой;
- организовать совместные ребенка и нейропсихолога действия по внешней программе действий, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка.
- организовать «игру в школу» . Ребенок эмоционально вовлечен в игру, что способствует активации игры, снижению утомляемости, повышая эффективность обучения.
Программа состоит из 4 циклов:
1 Цикл занятий: «Числовой ряд в упроченных ситуациях».
- Заданий — 11.
- Задача: Совместное выполнение с ребенком выполнение действий по речевым инструкциям взрослого.
- Планирование контроль обеспечивается взрослым.
2 Цикл занятий: «Числовой ряд в прямом порядке».
- Заданий -9.
- Задача: Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе.
- Планирование и контроль распределяется между взрослым и ребенком.
- Организация следования программе и контроль через сличение результата с программой.
3 Цикл занятий: «Количественный ряд».
- Заданий — 6.
- Задача: Совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам ее реализации.
- Планирование и контроль со стороны взрослого уменьшается.
4 Цикл занятий: «Числовой ряд в обратном порядке».
- Заданий -4.
- Задача: Самостоятельное выполнение действий по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной при затруднениях.
5 Цикл занятий: «Параллельные ряды».
- Заданий — 4.
- Задача: Самостоятельное выполнение действий по внутренней программе или перенос ее на новый материал.
- Возможность переноса контролируется взрослым.
По завершению курса обучения ребенок станет:
- более сосредоточенным;
- внимательным;
- меньше действовать методом проб и ошибок;
- чувствовать обязательность предварительной ориентировки в задании;
- более последовательно реализовать программу;
- лучше контролировать свои действия;
- закрепить зрительные образы;
- уйдет зеркальное написание;
- улучшаться графические навыки.