Развиваем умение программировать и планировать действия

Способность планировать действия и произвольно их выполнять, контролируя ее выполнение обеспечивается определенным мозговыми механизмами, которые составляют 3 блок «Программирования, контроля и регуляции деятельности», который расположен в передних отделах мозга- лобных долях  и отвечает за настройку состояний активности (избирательность внимания) и регуляцию произвольного поведения. Становление функции программирования и контроля, регуляции деятельности формируется в юношеском возрасте. Критический момент становления выпадает на 6-7 лет.

Авторы методики «Школа внимания» Н. Пылаева Т. Ахутина. Методика направленная на развитие способности планировать свои действия и контролировать их. В основе метода лежит числовой ряд, который позволяет:

  • привить навык упорядычивания объекты по количеству, абстрогировать их число и соотнеси с цифрой;
  • организовать совместные ребенка и нейропсихолога действия по внешней программе действий, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка.
  • организовать «игру в школу» . Ребенок эмоционально вовлечен в игру, что способствует активации игры, снижению утомляемости, повышая эффективность обучения.

Программа состоит из 4 циклов:

1 Цикл занятий: «Числовой ряд в упроченных ситуациях».

  • Заданий — 11. 
  • Задача: Совместное выполнение с ребенком выполнение действий по речевым инструкциям взрослого. 
  • Планирование контроль обеспечивается взрослым.

2 Цикл занятий: «Числовой ряд  в прямом порядке».

  • Заданий -9.
  • Задача: Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе.
  • Планирование и контроль распределяется между взрослым и ребенком.
  • Организация следования программе и контроль через сличение результата с программой.

3 Цикл занятий: «Количественный ряд».

  • Заданий — 6.
  • Задача: Совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам ее реализации.
  • Планирование и контроль со стороны взрослого уменьшается.

4 Цикл занятий: «Числовой ряд в обратном порядке».

  • Заданий -4.
  • Задача: Самостоятельное выполнение действий по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной при затруднениях.

5 Цикл занятий: «Параллельные ряды».

  • Заданий — 4.
  • Задача: Самостоятельное выполнение действий по внутренней программе или перенос ее на новый материал.
  • Возможность переноса контролируется взрослым.

По завершению курса обучения ребенок станет:

  • более сосредоточенным;
  • внимательным;
  • меньше действовать методом проб и ошибок;
  • чувствовать обязательность предварительной ориентировки в задании;
  • более последовательно реализовать программу;
  • лучше контролировать свои действия;
  • закрепить зрительные образы;
  • уйдет зеркальное написание;
  • улучшаться графические навыки.