Высокая степень распространенности двигательных нарушений, активная обращаемость за медицинской помощью (вторая по частоте после респираторных заболеваний), а также большой процент инвалидизации лиц трудоспособного возраста в результате заболеваний опорно-двигательного аппарата, делают все более актуальным поиск и разработку новых подходов к реабилитации таких больных. Цель настоящей работы — изучение возможности использования арт-терапевтических методик для больных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Анализ литературы показал, что в настоящее время арт-терапия используется в соматической клинике как метод коррекции психического и функционального состояния, повышения качества жизни, основанный на занятиях изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Выделяют изотерапию, драматерапию, танцевально-двигательную терапию, музыкотерапию. Общее назначение арт-терапевтических методик: повышение эмоционального фона, стабилизация настроения, снижение интенсивности тревожных и фобических реакций, достижение расслабления и гармонизации психофизического состояния, коррекция нейродвигательных нарушений (развитие двигательной координации, тренировка мелкой моторики движений). Особое значение, учитывая протяженность восстановительного лечения во времени, за счет развития творческого потенциала приобретает роль арт-терапии в формировании и укреплении мотивации больного к ответственному и осознанному включению в процесс лечения.
В последнее время психореабилитации активно применяется арт-терапевтическая методика «мандала». В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». Это сакрализованный графический символ, модель вселенной, используемый как способ медитации, попытка структурировать личностное пространство, достичь баланса между физическим и психическим за счет проживания и осмысления соматизированных эмоциональных переживаний.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о существующем к настоящему моменту разнообразии арт-терапевтических методик, что позволяет использовать их для индивидуальных программ и дифференцированного подхода к организации психологического сопровождения больных в процессе медицинской реабилитации больных с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.