Отличительной чертой синдрома несформированности височных структур левого полушария являются:
- изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух.
- Остальные психические функции при этом не обнаруживают какой-либо значительной дефицитарности.
- В жалобах такого ребенка часты ссылки на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно.
- Родители же отмечают, что иногда им приходится по несколько раз окликать ребенка, прежде, чем он отзовется и поймет, что от него требуется.
Для ребенка, у которого выявлен данный синдром, близкие по звучанию слова могут звучать одинаково (например, хвост — гвоздь — кость — трость). Такая дефицитарность звуковой дифференцировки будет приводить к снижению смысловой.
- При чтении выявляются литеральные парафазии, затруднения в расстановке ударения в слове;
- чтение плохо интонировано (в связи с чем затрудняется и понимание прочитанного). Однако чтение остается в рамках этого синдрома наиболее сохранной речевой функцией.
- Письменная речь нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка. Его тетради изобилуют разнообразными ошибками: замены по мягкости-твердости, глухости-звонкости, в словах с безударными гласными, реже — пропусками букв.
- В связи со звуковой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего иногда появляется компенсаторное многословие, но чаще — замкнутость, молчаливость.
Слухо-речевая память дефицитарна в звене избирательности (обилие литеральных парафазии, тенденция к размытости границы слова и появлению словесных новообразований).
Типичным для этих детей является повышение смыслоорганизуюшей функции речи.
На фоне снижения фонематического слуха «дом, лес, кот» превращается в «в дом влез кот», а «ночь, игла, пирог» в «ночь пекла пирог».
Вышеперечисленные трудности при отсутствии специальных коррекционных мер приводят к появлению в ряде случаев деформации обобщающей, номинативной функций, способности разворачивать программу собственного речевого высказывания, что еще раз доказывает центральную роль фонематического фактора для речевого развития в целом.