Тактильная интеграция

Одна из важнейших систем, которая нужна ребенку для сенсорного развития — тактильные ощущения. Есть признаки, на которые необходимо родителю обращать внимание.
Признаки гиперчувствительности:
  • Отказ от игр, где можно испачкаться (пластилин, песок, тесто, грязь, краска);
  • испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях, поцелуях, вплоть до ощущения угрозы жизни;
  • отказ от ношения грубой одежды,  не любит или предпочитает конкретную текстуру ткани и одежды;
  • не любит одевать шапку и перчатки;
  • тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего (толпа или очередь);
  • терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах;
  • отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж;
  • не любит ходить босиком, особенно по песку или траве;
  • боится осмотров у стоматолога больше, чем другие дети;
  • не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду.

Признаки  гипочувствительности:

  • Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы;
  • постоянно что-то трогает или чего-то касается;
  • грубо играет со сверстниками;
  • плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие (бьется головой, кусает сам себя, щиплет кожу).

Самое важное, что вы сможете сделать, — это осознать и принять проблему, уважая реакции вашего ребенка на разные ситуации. Считать, что здесь имеет место эмоциональное расстройство или нарушение поведения, — значит усугублять положение.

Рекомендации в помощи организации тактильной информации ребенка:

  • Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, – так можно ослабить раздражение.
  • При групповых играх ребёнку легче располагаться позади детей, а не между ними. Попросите учителей и воспитателей учитывать это.
  • Позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится и не вызывает раздражения.
  • Постепенно вводите в жизнь ребенка различные тактильные ощущения — во время игр, мытья, еды и т. д.
  • Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого.
  • Ребенок должен помогать вам выполнять «тяжелую работу» – это успокаивает и организует его мозг.
  • «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сумки с покупками, надевая в меру тяжелый рюкзак.
  • Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру.
  • Стимулируйте воображение ребенка.
  • Не форсируйте события: не принуждайте его к участию.
  • Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт.
  • Играть в игры, требующие физических усилий (толкать или тянуть что-либо, или прыгать), обеспечивая нервной системе ощущения которые успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему.
  • Доверяйте ему, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно страдает.
  • Необходимо объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.