адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой
Тест жизнестойкости(ТЖС) предназначен для оценки способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, или наоборот — его уязвимости к переживаниям стресса и депрессии.
Как указывают Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, жизнестойкость является фактором профилактики риска нарушения работоспособности и развития соматических и психических заболеваний в условиях стресса, и одновременно способствует оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и тревоги..
Инструкция:
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Выбирайте тот ответ, который наилучшим образом отражает ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Работайте последовательно, не пропуская вопросов. Оценку каждого пункта опросника произведите по следующей шкале:
О — «нет»;
1 — скорее, «нет», чем «да»;
2 — скорее, «да», чем «нет»;
3 — «да».
Текст опросника «ТЖС»
- Я часто не уверен в собственных решениях.
- Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
- Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
- Я постоянно занят, и мне это нравится.
- Часто я предпочитаю «плыть по течению».
- Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
- Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
- Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
- Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
- Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
- Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.
- Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
- Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
- Иногда меня пугают мысли о будущем.
- Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
- Мне кажется, что я не живу полной жизнью, а только играю роль.
- Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
- Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
- Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
- Я люблю знакомиться с новыми людьми.
- Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
- Мне всегда есть чем заняться.
- Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
- Я часто сожалею о том, что уже сделано.
- Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
- Мне трудно сближаться с другими людьми.
- Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
- Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
- Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
- Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
- Мои мечты редко сбываются.
- Неожиданности дарят мне интерес к жизни
- Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
- Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
- Мне не хватает упорства закончить начатое.
- Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
- У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
- Окружающие меня недооценивают.
- Как правило, я работаю с удовольствием.
- Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
- Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
- Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
- Я охотно берусь воплощать новые идеи.
Ключи к опроснику «Тест жизнестойкости» (ТЖС)
Шкалы методики «ТСЖ» | Прямые пункты | Обратные пункты |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Для подсчета баллов (табл. 2.12) ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов; скорее, «нет», чем «да» — 1 балл; скорее, «да», чем «нет» — 2 балла; «да» — 3 балла). Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Полученный результат может быть сравнен с нормативным (табл. 2.13).
Нормативные значения опросника «ТЖС»
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее значение | 80,7 | 37,6 | 29,1 | 13,9 |
Стандартное отклонение | 15,5 | 8,0 | 8,4 | 4,3 |
Интерпретация шкал опросника «ТЖС»
- Шкала «Индекс жизнестойкости» представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
- Шкала «Вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутое™, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
- Шкала «Контроль» представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
- Шкала «Принятие риска» — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.