ТАК ЛИ ОДНОЗНАЧНО ПЛОХА ЛОЖЬ ?
Каждый из нас старается вырастить ребёнка хорошим, честным, принципиальным человеком. Но рано или поздно, дети, все без исключения, начинают лгать. Развитие детей не может не сопровождаться ложью.
ПОЧЕМУ??? Давайте разбираться!!
Принято считать, что понятие «ложь» имеет негативный окрас. Однако, давайте посмотрим на это явление чуть шире.
Если ваш РЕБЁНОК НАЧАЛ ЛУКАВИТЬ, значит, он достиг определённого этапа развития: способность лгать — ПРИЗНАК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
В первый раз, ложь ребёнка проста и примитивна, ведь он только учится это делать. Далее ложь с каждым разом становится все совершеннее, отражая развитие интеллекта и речи.
Известно, что умственно отсталые люди не лгут — у них на это „не хватает ума“. И чем умнее человек, тем изощреннее его ложь.
А ещё задумайтесь, НА ЛОЖЬ СПОСОБНЫ только СМЕЛЫЕ ЛЮДИ. Почему?
Давайте рассмотрим механизм формирования лжи:
1) Нужно осознать, что сказать правду ну никак нельзя.
2) Нужно смоделировать другую реальность.
3) Нужно самому поверить в эту реальность и суметь ее выразить достаточно убедительно, чтобы в нее поверить.
4) Нужно запомнить свою ложь и придерживаться выдуманной версии столь долго, сколько это потребуется.
5) Нужно осознавать последствия лжи, иметь смелость признаться и понести заслуженное наказание.
Получается, что ЛГУТ дети, обладающие социальными, коммуникативными навыками, имеющие логическое мышление и высокий уровень когнитивного развития.
Конечно у каждой, даже самой маленькой лжи, есть свои причины и последствия. И в каждом возрасте они разные.
И реакция близких людей на детскую ложь часто играет решающую роль в том, станет ребёнок заядлым врунишкой или нет.
ЛОЖЬ‼️ ТАКАЯ РАЗНАЯ И МНОГОГРАННАЯ‼️
Чтобы понимать природу лжи, нужно знать ее разновидности:
Перекладывание ответственности: «Это сделал не я». Причина: страх наказания или желание проучить другого ребенка и свалить на него вину.
Фальсификация – создание совершенно новой истории («Я умею взглядом сгибать ложки») или приукрашивание фактов реального события («Я поймал воооооот такую рыбу»). Причина — желание привлечь к себе внимание, казаться лучше, сильнее. Часто это единственный способ самовыражения глубоко закомплексованных людей/детей.
Плагиат — присвоение результатов чужого труда. Причина: лень, нежелание тратить своё время. Такой вид лжи свойственен школьникам.
Оправдание: «Я опоздал, потому что переводил старушку через дорогу». Причина: желание избежать ответственности, и попытка продемонстрировать окружающим такие свои качества, как альтруизм и благородство.
Упущение: не до конца сказанная правда. Часто пользуются взрослые, а дети быстро перенимают тактику полуправды и пользуются ею всю жизнь.
Минимизация: «А что ту такого?» – сознательное преуменьшение последствий проступка. Причина: избежание или минимизация ответственности.
Ещё детская ложь бывает единичный и системной, и от этого зависит то, как следует реагировать родителям.
Единичная (несистемная) ложь. Цель: спасение или защита интересов.
– Ложь во спасение. Например, ребёнок не хочет ранить чувства родителей: лучше соврать, чем видеть расстройство мамы.
– Защита своих интересов. Когда ребёнок не справляется с требованиями родителей и видит только один выход — приукрашивать свои достижения.
Системная (регулярная) ложь. Это может стать достаточно серьезной проблемой. Ребенок врёт не ради собственной выгоды, а ради самой лжи.
Несомненно, родители могут справиться с проблемой детского и подросткового вранья. Для этого необходимо понимать первопричины и правильно выстраивать отношения с ребенком.
ПОЧЕМУ ВРУТ ДОШКОЛЬНИКИ⁉
До 3–4 лет дети ВООБЩЕ НЕ УМЕЮТ ВРАТЬ, в этом просто нет необходимости. Малыши воспринимают мир просто и честно. Им даже не приходит в голову, что от родителей нужно что-то скрывать.
У малышей сильно развито магическое мышление. Они верят в вымышленных друзей, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне верит. Наша задача — научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.
С 4-5 лет у детей могут проявляться ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВРАНЬЯ.
До 7 лет воображаемый мир еще много значит для них.
С этого возраста ребёнок начинает анализировать происходящие события и задавать себе вопросы: «А за что меня сегодня наказали? Как этого можно было избежать? Что нужно сделать, чтобы вызвать нежность мамы и поощрение папы?»
Он идет на маленькие хитрости, чтобы обойти все родительские «нельзя».
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ВРАНЬЯ
Попытка отменить проблему. Например, когда на вопрос: «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, дети могут считать, что если сказать «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана.
Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашивают действительность, когда начинают ходить в детский сад. Просто они хотят увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваше чадо произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» — вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом.
Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи. При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание. Ребенок лжёт, чтобы быть принятым в социуме, среди друзей.
Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет. Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, у него уже был такой опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.
Ребенок копирует взрослых — видит, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда и что мы говорим. И обязательно объясняйте ему, почему мы это сделали.
О ЧЁМ ДУМАЕТ ПОДРОСТОК, КОГДА ОБМАНЫВАЕТ?
В душе ощущает себя виноватым – из-за расстроенных родителей, их неодобрения, из-за того, что обманул. Боится наказания.
«Однако, до того, как правда откроется, можно будет и подготовится самому, и подготовить речь извинений. Совру – выиграю время.
«А вдруг правду так и не узнают?»….
Знакомая ситуация:
В семье были разногласия, приводившие к большим конфликтам – ребёнок скрывал общение с друзьями, оценки, свои хобби. Проблему решили. И взрослый «понял и простил», а ребёнок привык скрывать. Ему ведь раньше приходилось ложью защищаться, а теперь такая необходимость пропала, но сознание по-прежнему видит опасность и старается её избежать.
В итоге, семья снова сталкивается с непониманием и ЛОЖЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ‼️
Взрослым можно смириться и ждать, когда привычка ребёнка скрывать станет ненужной даже с точки зрения сознания их ребёнка.
Другой вариант, поговорить ещё раз, более тщательно и обоснованно, объяснить, что его ложь задевает остальных, и спокойно, без агрессии поправлять ребёнка каждый раз, когда он начинает лгать.