Ложь

ТАК ЛИ ОДНОЗНАЧНО ПЛОХА ЛОЖЬ ?

Каждый из нас старается вырастить ребёнка хорошим, честным, принципиальным человеком. Но рано или поздно, дети, все без исключения, начинают лгать. Развитие детей не может не сопровождаться ложью.
ПОЧЕМУ??? Давайте разбираться!!

Принято считать, что понятие «ложь» имеет негативный окрас. Однако, давайте посмотрим на это явление чуть шире.

Если ваш РЕБЁНОК НАЧАЛ ЛУКАВИТЬ, значит, он достиг определённого этапа развития: способность лгать — ПРИЗНАК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
В первый раз, ложь ребёнка проста и примитивна, ведь он только учится это делать. Далее ложь с каждым разом становится все совершеннее, отражая развитие интеллекта и речи.
Известно, что умственно отсталые люди не лгут — у них на это „не хватает ума“. И чем умнее человек, тем изощреннее его ложь.

А ещё задумайтесь, НА ЛОЖЬ СПОСОБНЫ только СМЕЛЫЕ ЛЮДИ. Почему?

Давайте рассмотрим механизм формирования лжи:
1) Нужно осознать, что сказать правду ну никак нельзя.
2) Нужно смоделировать другую реальность.
3) Нужно самому поверить в эту реальность и суметь ее выразить достаточно убедительно, чтобы в нее поверить.
4) Нужно запомнить свою ложь и придерживаться выдуманной версии столь долго, сколько это потребуется.
5) Нужно осознавать последствия лжи, иметь смелость признаться и понести заслуженное наказание.

Получается, что ЛГУТ дети, обладающие социальными, коммуникативными навыками, имеющие логическое мышление и высокий уровень когнитивного развития.

Конечно у каждой, даже самой маленькой лжи, есть свои причины и последствия. И в каждом возрасте они разные.
И реакция близких людей на детскую ложь часто играет решающую роль в том, станет ребёнок заядлым врунишкой или нет.

ЛОЖЬ‼️ ТАКАЯ РАЗНАЯ И МНОГОГРАННАЯ‼️

Чтобы понимать природу лжи, нужно знать ее разновидности:

Перекладывание ответственности: «Это сделал не я». Причина: страх наказания или желание проучить другого ребенка и свалить на него вину.

Фальсификация – создание совершенно новой истории («Я умею взглядом сгибать ложки») или приукрашивание фактов реального события («Я поймал воооооот такую рыбу»). Причина — желание привлечь к себе внимание, казаться лучше, сильнее. Часто это единственный способ самовыражения глубоко закомплексованных людей/детей.

Плагиат — присвоение результатов чужого труда. Причина: лень, нежелание тратить своё время. Такой вид лжи свойственен школьникам.

Оправдание: «Я опоздал, потому что переводил старушку через дорогу». Причина: желание избежать ответственности, и попытка продемонстрировать окружающим такие свои качества, как альтруизм и благородство.

Упущение: не до конца сказанная правда. Часто пользуются взрослые, а дети быстро перенимают тактику полуправды и пользуются ею всю жизнь.

Минимизация: «А что ту такого?» – сознательное преуменьшение последствий проступка. Причина: избежание или минимизация ответственности.

Ещё детская ложь бывает единичный и системной, и от этого зависит то, как следует реагировать родителям.

Единичная (несистемная) ложь. Цель: спасение или защита интересов.
– Ложь во спасение. Например, ребёнок не хочет ранить чувства родителей: лучше соврать, чем видеть расстройство мамы.
– Защита своих интересов. Когда ребёнок не справляется с требованиями родителей и видит только один выход — приукрашивать свои достижения.

Системная (регулярная) ложь. Это может стать достаточно серьезной проблемой. Ребенок врёт не ради собственной выгоды, а ради самой лжи.

Несомненно, родители могут справиться с проблемой детского и подросткового вранья. Для этого необходимо понимать первопричины и правильно выстраивать отношения с ребенком.

ПОЧЕМУ ВРУТ ДОШКОЛЬНИКИ⁉

До 3–4 лет дети ВООБЩЕ НЕ УМЕЮТ ВРАТЬ, в этом просто нет необходимости. Малыши воспринимают мир просто и честно. Им даже не приходит в голову, что от родителей нужно что-то скрывать.
У малышей сильно развито магическое мышление. Они верят в вымышленных друзей, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне верит. Наша задача — научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.

С 4-5 лет у детей могут проявляться ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВРАНЬЯ.

До 7 лет воображаемый мир еще много значит для них.
С этого возраста ребёнок начинает анализировать происходящие события и задавать себе вопросы: «А за что меня сегодня наказали? Как этого можно было избежать? Что нужно сделать, чтобы вызвать нежность мамы и поощрение папы?»
Он идет на маленькие хитрости, чтобы обойти все родительские «нельзя».

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ВРАНЬЯ

Попытка отменить проблему. Например, когда на вопрос:  «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, дети могут считать, что если сказать «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана.

Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашивают действительность, когда начинают ходить в детский сад. Просто они хотят увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваше чадо произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» —  вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом.

Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи. При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание. Ребенок лжёт, чтобы быть принятым в социуме, среди друзей.

Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет. Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, у него уже был такой опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.

Ребенок копирует взрослых  — видит, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда и что мы говорим. И обязательно объясняйте ему, почему мы это сделали.

КАК ПОМОЧЬ ПЕРЕСТАТЬ ВРАТЬ РЕБЕНКУ :
Найдите коренную причину лжи. Маленькие дети могут искренне не видеть разницы между реальностью и фантазиями. Если беспорядок в детской устроил монстр — это не потому, что ребёнок врёт назло вам или хочет избежать ответственности. Жизнь для него — большая игровая площадка. И задача родителей — мягко, через игру, учить малыша ответственности.
Не провоцируйте ребенка на вранье: «Кто это сделал? Как ты мог даже подумать такое сделать?» Его пугают такие вопросы и он начинает просто отгораживаться, используя ложь. Поэтому важно не ставить ребенка в оборонительную позицию, когда единственный выход – соврать.
Измените свою реакцию. 
Если вы спросили малыша, он ли разлил молоко, ему захочется соврать. Лучше скажите: «Я вижу разлитое молоко. Давай-ка вытрем.» Так вы показываете ребёнку, что не настроены против него и всегда вместе найдете выход из сложной ситуации.
Ваша задача — дать ребенку сценарий, который поможет принять ответственность и исправить ошибку, которую он совершил. При этом вы сохраняете доверие и ваши отношения не портятся.
Обратите внимание на стиль воспитания своего ребенка. Чаще всего дети врут из-за страха, имея прошлый негативный опыт. Если вы всё время запрещаете всё ребенку, то скорее все он будет от вас утаивать многие вещи и не слушаться.
Реакция на ложь ребенка должна быть спокойной и адекватной. Объясните, как его ложь сказывается на ваших отношениях. Расскажите, что может случиться, если члены семьи перестанут доверять друг другу.
Избегайте ярлыков типа «врунишка», «фантазер» и воздерживайтесь от желания публично жаловаться на ложь ребенка. Например, звонить бабушке и при малыше рассказывать, как он соврал вам.
Демонстрируйте ребёнку, что вы его любите и он может на вас рассчитывать.
Поддерживайте ребёнка, когда он говорит правду.
Быть честным и открытым — это достойно и делает тебя сильным, а не уязвимым. Транслируйте ребёнку эту мысль и постарайтесь не наказывать, а поощрять за правду.
Проконсультируйтесь с детским психологом, если враньё становится неуправляемым, портит отношения с окружающими и сопровождается демонстративными непослушанием и агрессией.
ОТДЕЛЯЕМ  ЛОЖЬ ОТ ФАНТАЗИЙ
Для детского и раннего подросткового возраста характерны фантазии, которые не так-то просто отличить от вранья. На поверхности — рассказ ребенка о том, как он сделал что-то хорошее и важное: защитил друга, помог кому-то, совершил поступок, который ему кажется крутым и классным. И вот вы гордитесь ребенком, а потом оказывается, что эта история — ложь. Но почему он сказал неправду?
Прежде всего помните о следующем:
– в возрасте до 14 лет такие фантазии — это норма для детей с развитым воображением;
– ребёнок погружает себя в обстоятельства, в которых он хотел бы оказаться, или рассказывает историю про себя-великолепного, для поднятия собственной самооценки;
– такая тренировка воображения — это подготовка к реальным действиям, пусть не столь героическим, как в рассказанной истории, но все же более смелым и сильным, чем в реальности сейчас.
Многим детям сначала необходимо создать образ нового себя, а уже потом приступить к реальным действиям, попробовать то, чего не делал. Рассказ и повторение таких фантазийных историй — это интуитивно найденная практика, которая помогает поверить в себя и изменить свое поведение. Родителям не стоит паниковать и думать, что ребенок заврался и оторвался от реальности совсем. Не стоит обвинять его, ругать за вранье, уличать во лжи и вести себя подозрительно. Лучше подумать о том, как переключить его на созидание и использовать его способность фантазировать в мирное русло.
Что делать, если фантазии ребенка сильно отличаются от реальности?
Обычно родителей волнует, что по мере взросления ребенок так и останется героем лишь в своих мечтах и прослывёт вруном. И для начала необходимо оценить силу его фантазии и поддержать её, например в творчестве. Поэты, художники, писатели, актеры и прочие творческие люди в своей голове постоянно перевоплощаются и проживают альтернативные жизни. Вполне возможно, что это норма для вашего ребенка.
И, конечно, не обвиняйте ребенка во вранье. Запишите в современную театральную студию, студию рисования, найдите курсы сторителлинга — это все может стать настоящей профессией.
error: Копирование без разрешения автора запрещено.