частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
- устранение нарушений звукопроизношения,
- развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
ПРИЧИНЫ
- нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько.
- наследственную предрасположенность (ребенок в таком случае рождается уже с дисграфией и нередко с дислексией, так как она тоже передается от поколения к поколению).
- относят травмы и заболевания, затрагивающие головной мозг (тяжелые роды или внутриутробного инфицирования).
- влияние социально-психологических факторов: количество внимания, которое уделяют родители ребенку, достаточность близких речевых контактов, двуязычие в семье, культурный уровень семьи и т. д.
- из-за травм, операций на головном мозге, опухолей, кровоизлияний в мозг, а также инсультов.
СИМПТОМЫ
- нарушениями почерка
- достаточное количество грамматических ошибок в письменной речи
- замена одних букв на другие (по принципу схожести написания или подобия звуков).
- почерк неровный, с отсутствием пунктуационных знаков и заглавных букв.
- пишет медленно, присутствует некая зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен ребенок, тем более неровный у него почерк).
- точность других действий, требующих подвижности пальцев, не нарушена.
- встречается у левшей.
- ощущение в собственной неполноценности, он старается избегать всех видов деятельности, которые требуют письменной речи.
ДИАГНОСТИКА
- изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ.
- изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС
- ручная и речевая моторика артикуляционный аппарат определение ведущей руки.
- фонематический синтаксис и анализ звукопроизношение слуховая дифференциация звуков особенности словарного запаса слоговая структура слов грамматический строй речи.
ЛЕЧЕНИЕ
- системный подход.
- программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая.
- обязательно учитывается форма нарушения.
- восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов.
- Ведется работа над развитием речи, над ее связностью.
- задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи.
- корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления.
- развивайте письменного навыка.
- медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.
ПРОФИЛАКТИКА
- развитие тонкой ручной моторики, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук, игровые упражнения;
- координированные движения руки;
- речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов;
- отличие твердого произношения слова от мягкого;
- увеличение скорости чтения и письма, чтение на время;
- больше читать;
- при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам;
- выполнять упражнение, где есть пропущенные буквы (вставлять их);
- предложить найти ошибки в тексте, в котором проставлены «лишние» запятые.
На почве нарушения языкового анализа и синтеза