Когнитивные искажения или ошибки мышления

Дисфункциональность когниций вызвана когнитивными искажениями или ошибками мышления.

Когнитивная терапия предлагает множество техник для коррекции дисфункционального мышления. Они эффективны у детей с 7 лет. Чем старше ребенок и более интеллектуально развит, тем выше эффективность и шире спектр когнитивных методов.

№№ Искажения мышления Пример
1 Дихотомическое мышление (черное-белое мышление, полярное мышление, мышление в стиле «все или ничего») представление только о двух категориях оценки людей, себя и мира: «хороший-плохой», «добрый-злой» и др. Отсутствие представления о континууме явлений «Он меня обозвал, значит он плохой»
2 «Катастрофизация» (негативное предсказание) видение будущего исключительно негативно, не учитывая другие вероятные последствия «Завтра контрольная и я получу двойку»
3 Обесценивание позитивного отрицание ценности опыта, достижений. «Я получил пятерку, но контрольная была простая и мне попались легкие задания»
4 Эмоциональное обоснование убежденность в истинности чего-либо на основе чувства, игнорируя факты и доказательства «Они мне ничего плохого не говорят и дружат со мной, но я чувствую, что они меня не любят»
5 Навешивание ярлыков наделение себя или других обобщающими характеристиками «Я неудачник», «она идеал», «он зануда»
6 Магнификация или минимизация оценивание себя с преуменьшением позитивного и преувеличением негативного «Четверка означает, что я плохо учусь, а пятерка не значит, что я учусь хорошо»
7 Мысленный фильтр или избирательное абстрагирование учет только поражений и неудач «Он не пошел со мной гулять (хотя другие пошли), значит я никому не нужен»
8 Чтение мыслей уверенность в знании мыслей другого человека «Он думает, что я глупый»
9 Сверх генерализация обобщение выходящее за пределы ситуации. «Я забыл учебник, значит я все время все забываю»
10 Персонализация восприятие себя как причины для поведения других людей «Он обозвал меня, потому что со мной что-то не так»
11 Долженствование наличие жесткого и непреложного убеждения в том, что сам человек или другие люди должны себя вести определенным образом, каким должен быть мир или ситуация. Если это не оправдывается, то воспринимается как трагедия. «Я никогда не должен плакать»

«Я должен нравиться всем в классе»

12 Туннельное мышление концентрация на определенных аспектах ситуации «Мой сосед по парте все время болтает. Он никогда не сидит спокойно, вечно мешает».

 

error: Копирование без разрешения автора запрещено.