Дисфункциональность когниций вызвана когнитивными искажениями или ошибками мышления.
Когнитивная терапия предлагает множество техник для коррекции дисфункционального мышления. Они эффективны у детей с 7 лет. Чем старше ребенок и более интеллектуально развит, тем выше эффективность и шире спектр когнитивных методов.
№№ | Искажения мышления | Пример | |
1 | Дихотомическое мышление (черное-белое мышление, полярное мышление, мышление в стиле «все или ничего») | представление только о двух категориях оценки людей, себя и мира: «хороший-плохой», «добрый-злой» и др. Отсутствие представления о континууме явлений | «Он меня обозвал, значит он плохой» |
2 | «Катастрофизация» (негативное предсказание) | видение будущего исключительно негативно, не учитывая другие вероятные последствия | «Завтра контрольная и я получу двойку» |
3 | Обесценивание позитивного | отрицание ценности опыта, достижений. | «Я получил пятерку, но контрольная была простая и мне попались легкие задания» |
4 | Эмоциональное обоснование | убежденность в истинности чего-либо на основе чувства, игнорируя факты и доказательства | «Они мне ничего плохого не говорят и дружат со мной, но я чувствую, что они меня не любят» |
5 | Навешивание ярлыков | наделение себя или других обобщающими характеристиками | «Я неудачник», «она идеал», «он зануда» |
6 | Магнификация или минимизация | оценивание себя с преуменьшением позитивного и преувеличением негативного | «Четверка означает, что я плохо учусь, а пятерка не значит, что я учусь хорошо» |
7 | Мысленный фильтр или избирательное абстрагирование | учет только поражений и неудач | «Он не пошел со мной гулять (хотя другие пошли), значит я никому не нужен» |
8 | Чтение мыслей | уверенность в знании мыслей другого человека | «Он думает, что я глупый» |
9 | Сверх генерализация | обобщение выходящее за пределы ситуации. | «Я забыл учебник, значит я все время все забываю» |
10 | Персонализация | восприятие себя как причины для поведения других людей | «Он обозвал меня, потому что со мной что-то не так» |
11 | Долженствование | наличие жесткого и непреложного убеждения в том, что сам человек или другие люди должны себя вести определенным образом, каким должен быть мир или ситуация. Если это не оправдывается, то воспринимается как трагедия. | «Я никогда не должен плакать»
«Я должен нравиться всем в классе» |
12 | Туннельное мышление | концентрация на определенных аспектах ситуации | «Мой сосед по парте все время болтает. Он никогда не сидит спокойно, вечно мешает». |