Формирование зрительно-предметного восприятия и словаря важная задача для развития дошкольника. Достаточное развитие речевых и зрительных функций является необходимым для формирования мышления. Не сформированность зрительно — вербальных функций ведет к трудностям обучения в школе.
Решая зрительные задача у ребенка будут трудности из-за недостаточного развития следующих функций:
- способности к переработке зрительной информации;
- способности целостной (холистической) и аналитической стратегии;
- слабости зрительного внимания;
- сласти экспрессивной речи;
- слабости номинативной функции (функция называния).
Правое полушарие перерабатывает зрительную информацию с помощью холистической стратегии, которое приспособлено для переработки полисенсорной (использование одновременно двух и более сенсорных органов чувств) информации, которая играет роль в построении образа текущей ситуации, накопленных образов типичных ситуаций, т.е. в формировании модели мира. Незрелость целостной стратегии переработки зрительной информации проявляется в фрагментарности восприятия зрительных представлений, в снижении помехоустойчивости.
Левое полушарие перерабатывает зрительную информацию с помощью аналитической стратегии. Незрелость этой стратегии ведет к отставании в развитии и проявляется в большом количестве ошибок по типу замен на сходные образы из той же семантической группы, что говорит о трудностях выделения существенных для опознания предмета деталей.
Недостаточная сформированность зрительного внимания ведет к трудностям с регуляцией произвольных действий, возникших при незрелости лобных долей. Проявляется это в виде недостаточной активности рассматривая, ошибки связанные с импульсивностью, инертностью.
Отставание в развитии речи , словаря сочетается с недостаточной дифференцированностью зрительных представлений, слабостью связей » зрительный образ — слово» и проявляется в трудностях нахождения нужного слова.
Авторы методики «Школа внимания» Н. Пылаева Т. Ахутина.
Методика направленна:
- на развитие зрительного восприятия и памяти, включая разные стратегии зрительного опознания;
- развитие зрительного внимания;
- развитие связи «зрительный образ-слово»;
- обогащение и уточнение зрительных образов и значений слов.
Программа решает следующие задачи:
- Узнавание реалистичных изображений, хорошо знакомых объектов и сопоставление их с черно-белыми, контурами и стилизованными.
- Усложнение по гностическому и речевому направлению.
- Сравнение полных и контурных изображений объектов для умения выделять ребенком значимые признаки предметов, организация перцептивного внимания и направление его на сканирование контура.
- Закрепление понятия категории.
По завершению курса обучения ребенок улучшит:
- развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
- внимание;
- планирование и контроль действий;
- активация;
- расширение и уточнение словаря в контексте общей задачи и по развитию связанной речи.