Учимся видеть и называть

Формирование зрительно-предметного восприятия и словаря важная задача для развития дошкольника.  Достаточное развитие речевых  и зрительных  функций является необходимым для формирования мышления. Не сформированность зрительно — вербальных функций ведет к трудностям обучения в школе.

Решая зрительные задача у ребенка будут трудности из-за недостаточного развития следующих функций:

  • способности к переработке зрительной информации;
  • способности  целостной (холистической) и аналитической стратегии;
  • слабости зрительного внимания;
  • сласти экспрессивной речи;
  • слабости номинативной функции (функция называния).

Правое полушарие перерабатывает зрительную информацию с помощью холистической стратегии, которое приспособлено для переработки полисенсорной (использование одновременно двух и более сенсорных органов чувств) информации, которая играет роль в построении образа текущей ситуации, накопленных образов типичных ситуаций, т.е. в формировании модели мира. Незрелость целостной стратегии переработки зрительной информации проявляется в фрагментарности восприятия зрительных представлений, в снижении помехоустойчивости.

Левое полушарие перерабатывает  зрительную информацию  с помощью аналитической стратегии. Незрелость этой стратегии ведет к отставании в развитии и проявляется в большом количестве ошибок по типу замен на сходные образы из той же семантической группы, что говорит о трудностях выделения существенных для опознания предмета деталей.

Недостаточная сформированность зрительного внимания ведет к трудностям с регуляцией произвольных действий, возникших при незрелости лобных долей. Проявляется это в виде недостаточной активности рассматривая, ошибки связанные с импульсивностью, инертностью.

Отставание в развитии речи , словаря сочетается с недостаточной дифференцированностью зрительных представлений, слабостью связей » зрительный образ — слово» и проявляется в трудностях нахождения нужного слова.

Авторы методики «Школа внимания» Н. Пылаева Т. Ахутина.

Методика направленна:

  • на развитие зрительного восприятия и памяти, включая разные стратегии зрительного опознания;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие связи «зрительный образ-слово»;
  • обогащение и уточнение зрительных образов и значений слов.

Программа решает следующие задачи:

  • Узнавание реалистичных изображений, хорошо знакомых объектов и сопоставление их  с черно-белыми, контурами и стилизованными.
  • Усложнение по гностическому и речевому направлению.
  • Сравнение полных и контурных изображений объектов для умения выделять ребенком значимые признаки предметов, организация перцептивного внимания и направление его на сканирование контура.
  • Закрепление понятия категории.

По завершению курса обучения ребенок улучшит:

  • развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  • внимание;
  • планирование и контроль действий;
  • активация;
  • расширение и уточнение словаря в контексте общей задачи и по развитию связанной речи.