Опросник «Переживание психологического кризиса личностью» (С. В. Духновский)

Назначение методики «Переживание кризиса личностью» (ППК) — выявление выраженности ситуационных реакций, проходящих на непатологическом уровне и связанных с возникновением психологического кризиса, а также уровня психологической устойчивости личности.

Инструкция:

Отметьте, какого рода события происходили в вашей жизни за последнее время (полгода, три месяца, месяц). Прочтите приведенные ниже варианты ответа и выберите один из них или несколько, обведя соответствующую цифру (цифры) кружком.

В последнее время у меня происходили:

1 — драматические, печальные события;

2 — неприятные события;

3 — приятные события;

4 — очень радостные события;

5 — примечательных событий не было.

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный срок времени. Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет об индивидуальных особенностях вашей личности и ваших переживаниях.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1 — полностью не согласен;

2 — согласен в малой степени;

3 — согласен почти наполовину;

4 — согласен наполовину;

5 — согласен более чем наполовину;

6 — согласен почти полностью;

7 — согласен полностью.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА «ППК»

В последнее время (3-4 месяца) Я:

  1. Переживаю неприятные для меня эмоции чаще, чем приятные.
  2. Чувствую, что хуже уже некуда.
  3. Начинаю часто «оглядываться» на прожитые годы, оцениваю свое прошлое и перспективы будущего.
  4. Чувствую, что я не одинок.
  5. Раздражаюсь на людей, которые меня окружают.
  6. Плохо сплю.
  7. Легко могу отказаться от целей, которые считаю реально или потенциально недостижимыми.
  8. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.
  9. Ощущаю внутренний дискомфорт.
  10. Мрачно воспринимаю окружающий мир.
  11. Строю планы на будущее и оцениваю их перспективы.
  12. С трудом включаюсь в различные виды деятельности.
  13. Стараюсь не придираться к людям, не критиковать их и работу, которую они выполняют.
  14. Чувствую учащенное сердцебиение.
  15. Верю в то, что возникающие в моей жизни трудности будут успешно преодолены.
  16. Часто бывает, что я с кем-то сплетничаю.
  17. Ожидаю чего-то неприятного для меня.
  18. Чувствую безысходность, безвыходность своего положения.
  19. Переживаю неудовлетворенность своими жизненными достижениями.
  20. Переживаю чувства безнадежности, беспомощности.
  21. Стараюсь не ссориться с окружающими людьми.
  22. Часто тревожусь, беспокоюсь о чем-либо.
  23. Стараюсь избегать крайностей в оценке происходящих событий.
  24. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.
  25. Переживаю чувство неудовлетворенности собой и событиями, происходящими в моей жизни.
  26. Не хочу ничего делать, менять, так как я заранее знаю, что это ни к чему хорошему не приведет.
  27. Стараюсь кардинально изменить свою жизнь.
  28. Стараюсь ограничить контакты с окружающими людьми, в том числе и близкими для меня.
  29. Начал считать, что в моих бедах и неудачах виноваты другие люди.
  30. Стремлюсь максимально занять себя чем-либо.
  31. Ставлю перед собой цели, которые всегда соответствуют моим возможностям.
  32. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.
  33. Нахожусь в унынии, грущу.
  34. Нахожусь в подавленном состоянии.
  35. Ощущаю себя несчастным человеком.
  36. Стремлюсь дистанцироваться от других людей, в том числе и близких для меня.
  37. Стал «резким» и грубым в отношениях с окружающими.
  38. Чувствую апатию и равнодушие к происходящему.
  39. Стремлюсь противостоять тому, что ограничивает мою свободу.
  40. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.
  41. Нахожусь в хорошем настроении.
  42. Стараюсь не доверять окружающим.
  43. Вспоминаю и «подсчитываю» позитивные и негативные моменты своей жизни.
  44. Чувствую себя никому не нужным.
  45. Чувствую теплоту, заботу и принятие со стороны окружающих людей.
  46. Не могу сосредоточиться, собраться, взять себя в руки.
  47. Уверен в своих силах и способностях.
  48. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

Ключи к методике «Переживание кризиса личностью» «ППК

Шкалы Номера пунктов
Реакция эмоционального дисбаланса «Эд» 1, 9, 17, 25, 33, -41
Пессимистическая реакция «Пс» 2, 10, 18, 26, 34, 42
Реакция отрицательного баланса «Об» 3, -11, 19,-27, 35, 43
Шкалы Номера пунктов
Реакция демобилизации «Дм» -4, 12, 20, 28, 36, 44
Реакция оппозиции «Оп» 5, -13, -21, 29, 37, -45
Реакция дезорганизации «Дз» 6, 14, 22, -30, 38, 46
Психологическая устойчивость «Пу» 7, 15, 23, 31, 39, 47
Положительный — отрицательный образ себя 8, 16, 24, 32, 40, 48

Шкалы «Эд», «Об», «Дм», «Оп» и «Дз» содержат пункты, которые имеют инвертированную семибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из восьми, т. е. необходимо использовать формулу:

S = 8-М,

где М — балл, написанный испытуемыми; S — балл, который войдет в сумму сырых баллов для данной шкалы.

«Сырые» значения по шкалам «Эд», «Пс», «Об», «Дм», «Оп» и «Дз» суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс ситуационного реагирования», полученные значения также переводятся в Т-баллы (табл. 2.10, 2.11).

Оценка выраженности показателя по каждой шкале производится с помощью перевода «сырых» числовых величин в стандартные, в Т-оценки.

 

Повышенные оценки по той или иной шкале — это оценки в 55 Т-баллов и более.

Пониженные оценки — это оценки в 45 Т-баллов и менее.

Высокие оценки — это оценки в 60 Т-баллов и более.

Низкие оценки — это оценки в 40 Т-баллов и менее.

 

Кризисный профиль определяется соотношением показателя «Индекс ситуационного реагирования», определяющего величину кризисной нагрузки субъекта, и показателя «Психологическая устойчивость», определяющего наличие (отсутствие) личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного (деструктивного) преодоления кризиса.

 

Интерпретация шкал и «кризисных профилей» по методике «ППК»

Шкала 1. «Реакция эмоционального дисбаланса».

Высокие оценки. Фрустрация. Преобладание отрицательных эмоций над положительными. Значимость отрицательных раздражителей усиливается, в то время как значимость положительных стимулов резко падает. Повышенная готовность к восприятию и переработке отрицательных внешних сигналов и сигналов опасности.

Таблица перевода «сырых» значений в стандартные Т-баллы: методика «ППК» (основные шкалы)

Сырые баллы Т-баллы Сырые баллы Т-баллы
Эд Пс Об Дм Оп Дз Пу По Эд Пс Об Дм Оп Дз Пу По
6 36 37 26 37 35 31 10 75 25 63 68 64 68 66 63 48 44
7 37 38 28 38 36 33 12 73 26 64 70 66 70 68 65 50 42
8 38 40 30 40 38 35 14 71 27 66 71 68 71 70 66 52 41
9 40 41 32 41 40 36 16 70 28 67 73 70 73 71 68 54 39
10 41 43 34 43 41 38 18 68 29 68 75 72 75 73 70 56 38
11 43 45 36 45 43 40 20 67 30 70 76 74 76 75 71 58 36
12 44 47 38 47 45 41 22 65 31 71 78 76 78 76 73 60 34
13 46 48 40 48 46 43 24 63 32 73 80 78 80 78 75 62 33
14 47 50 42 50 48 45 26 62 33 74 81 80 81 80 76 64 31
15 49 51 44 51 50 46 28 60 34 76 83 82 83 81 78 66 30
16 50 53 46 53 51 48 30 59 35 77 85 84 85 83 80 68 28
17 51 55 48 55 53 50 32 57 36 78 86 86 86 85 81 70 26
18 53 56 50 56 55 51 34 55 37 80 88 88 88 86 83 72 25
19 54 58 52 58 56 53 36 54 38 81 90 90 90 88 85 74
20 56 60 54 60 58 55 38 52 39 83 91 92 91 90 86 76
21 57 62 56 62 60 56 40 50 40 84 93 94 93 91 88 78
22 58 63 58 63 61 58 42 49 41 86 95 96 95 93 90 80
23 60 65 60 65 63 60 44 47 42 87 96 98 96 95 91 82
24 61 66 62 66 65 61 46 46

Примечание. Нормативная выборка: 834 человека (417 лиц женского пола и 417 — мужского) в возрасте от 16 до 65 лет (больше 16 и меньше 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога. Все граждане России.

Таблица перевода «сырых» значений в стандартные Т-баллы: методика «ППК» (шкала «Индекс ситуационного реагирования»)

Сырые баллы Т Сырые баллы Т Сырые баллы Т Сырые баллы Т Сырые баллы Т Сырые баллы Т
СР СР СР СР СР СР
33 28 71 40 110 52 149 64 188 76 227 88
34 28 72 40 111 52 150 64 189 76 228 89
35 29 73 40 112 53 151 65 190 77 229 89
36 29 74 41 113 53 152 65 191 77 230 89
37 29 75 41 114 53 153 65 192 77 231 90
38 29 76 41 115 54 154 66 193 78 232 90
39 30 77 41 116 54 155 66 194 78 233 90
Сырые баллы Т

СР

Сырые баллы Т

СР

Сырые баллы Т

СР

Сырые баллы Т

СР

Сырые баллы Т

СР

Сырые баллы Т

СР

40 30 78 42 117 54 156 66 195 78 234 91
41 30 79 42 118 54 157 66 196 79 235 91
42 30 80 42 119 55 158 67 197 79 236 91
43 31 81 43 120 55 159 67 198 79 237 92
44 31 82 43 121 55 160 67 199 80 238 92
45 31 83 43 122 56 161 68 200 80 239 92
45 31 84 43 123 56 162 68 201 80 240 93
46 32 85 44 124 56 163 68 202 80 241 93
47 32 86 44 125 56 164 69 203 81 242 93
48 32 87 45 126 57 165 69 204 81 243 94
49 33 88 45 127 57 166 69 205 81 244 94
50 33 89 45 128 57 167 70 206 82 245 94
51 33 90 45 129 58 168 70 207 82 246 94
52 34 91 46 130 58 169 70 208 82 247 95
53 34 92 46 131 58 170 70 209 83 248 95
54 34 93 46 132 59 171 71 210 83 249 95
55 35 94 47 133 59 172 71 211 83 250 96
56 35 95 47 134 59 173 71 212 84 251 96
57 35 96 47 135 60 174 72 213 84 252 96
58 35 97 48 136 60 175 72 214 84
59 36 98 48 137 60 176 72 215 85
60 36 99 48 138 60 177 73 216 85
61 36 100 49 139 61 178 73 217 85
62 37 101 49 140 61 179 73 218 85
63 37 102 49 141 61 180 74 219 86
64 37 103 50 142 62 181 74 220 86
65 38 104 50 143 62 182 74 221 86
66 38 105 50 144 62 183 75 222 87
67 38 106 50 145 63 184 75 223 87
68 39 107 51 146 63 185 75 224 87
69 39 108 51 147 63 186 75 225 88
70 39 109 51 148 64 187 76 226 88

Примечание. Нормативная выборка:

834 человека (417 лиц женского пола и 417 — мужского) в возрасте от 16 до 65 лет (больше 16 и меньше 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога. Все граждане России.

Сокращение круга социальных контактов и их глубины. Повышена утомляемость, астенизация. Высокая эмоциональность. Восприимчивость, впечатлительность, высокая чувствительность к эмоцио-генным воздействиям. Легко находится почва для эмоциональной реакции. В психическом состоянии отмечается склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины; ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников; усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность, уменьшен ресурс сил.

Низкие оценки. Преобладание положительных эмоций над отрицательными в актуальном моменте жизни субъекта. Увеличение значимости положительных стимулов над отрицательными. Повышенная готовность к восприятию и переработке позитивных внешних сигналов. Низкая эмоциональность субъекта. Снижена эмоциональная восприимчивость субъекта, низкая чувствительность к эмоциогенным воздействиям, высокие пороги возникновения эмоциональной реакции. Уменьшено количество внешних воздействий и внутренних раздражителей, в ответ на которые возникает эмоциональная реакция. Благоприятное психическое состояние, проявлениями которого являются уверенность в своих силах и возможностях; возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически (активно) реагировать на возникающие трудности; ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии; готовность к работе, в том числе к длительной.

Шкала 2. «Пессимистическая ситуационная реакция».

Высокие оценки. Мрачная окраска мировоззрения, суждений и оценок. Актуальная ситуация оценивается как реально и потенциально неблагоприятная. Снижение уровня оптимизма. Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам. Снижение самооценки, ощущение маловажности и значимости собственных возможностей. Возможна ситуация «искусственно преувеличенного стресса» на фоне завышенной оценки своих возможностей и уровня притязаний, когда цели ставятся без учета сложности, степени трудности. Низкий темп: низкая скорость переработки информации, принятия решений, действий, выполнения деятельности, осуществления поведенческих актов. В психическом состоянии отмечается снижение эмоциональной устойчивости, легкость возникновения эмоционального возбуждения, изменчивость настроения, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

Низкие оценки. Позитивность мировоззрения, суждений и оценок. Актуальная ситуация оценивается как реально и потенциально благоприятная. Высокий уровень оптимизма. Реальное планирование своего поведения и деятельности. Адекватная самооценка, ощущение значимости и важности собственных возможностей. Высокий темп: высокая скорость переработки информации, принятия решений, действий, выполнения деятельности, осуществления поведенческих актов. В психическом состоянии отмечается ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость. В состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции. В крайне низких вариантах — эмоциональная ригидность.

Шкала 3. «Реакция отрицательного баланса».

Высокие оценки. Рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути, определение реальных перспектив существования, сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни. Наличие внутренних конфликтов, объективно не разрешимых, ограничений адаптационной деятельности. «Отрицательный жизненный баланс» в сознании личности. Высокий уровень критичности, реалистичность суждений. Собственные взгляды, позиции и отношения (к чему-то, кому-то) являются очень стойкими и трудно поддаются воздействию извне. Высокая эмоциональность и импульсивность: эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, высокая чувствительность к эмоциогенным воздействиям. Легко находится почва для эмоциональной реакции. Принятие решений осуществляется без необходимой оценки ситуации, достаточного продумывания решения и его последствий. Сдержанность достигается ценой большого волевого напряжения. В психическом состоянии выражено пассивное отношение к жизненной ситуации, в ее оценке преобладают пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Низкие оценки. Жизнерадостность. Субъект не проводит сравнения положительных и отрицательных моментов своей жизни. Отсутствие (или игнорирование) внутренних конфликтов, объективно не разрешимых противоречий. Собственные взгляды, позиции и отношения (к чему-то, кому-то) являются гибкими и легко поддаются конструктивному (в целях адаптации субъекта) изменению как самим субъектом, так и извне. Низкие эмоциональность и импульсивность: снижена аффективная восприимчивость субъекта, низкая чувствительность к эмоциогенным воздействиям, высокие пороги возникновения эмоциональной реакции. Уменьшено количество внешних воздействий и внутренних раздражителей, в ответ на которые возникает эмоциональная реакция. Сдержанность в поведении и поступках, уравновешенность, сбалансированность эмоциональных и когнитивных компонентов в оценке ситуации и принятии решения. В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, ощущение наличия сил для этого, вера в свои возможности.

Шкала 4. «Реакция демобилизации».

Высокие оценки. Изменения в сфере контактов. Отказ от привычных контактов или значительное их ограничение, что вызывает переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Частичный отказ или избегание различных видов деятельности, за исключением социально контролируемых. Результативность деятельности невысокая и не удовлетворяет самого субъекта, усугубляя его душевный дискомфорт и усиливая чувство одиночества (отвер-гнутости, «покинутости», изолированности). Низкая энергичность; неспособность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени. Сниженная готовность к поиску необходимой информации, к энергичным действиям, к деятельному изменению существующей ситуации в желаемом для себя направлении. В психическом состоянии отмечается пониженное, печальное настроение, уныние. Человеку свойственны разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего — мрачные тона, смысл будущего неясен. Возможна подавленность, чувство грозящего несчастья.

Низкие оценки. Включенность в различные виды совместной деятельности, высокая ее результативность. Стремление быть среди людей. Общительность. Легкость в установлении контактов с людьми. Высокая энергичность: способность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени, активно осваивать среду (природную, социальную, техническую). Для субъекта характерна повышенная готовность действовать, менять существующую ситуацию, если она не отвечает его желаниям и планам. В психическом состоянии отмечается повышенное, бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем.

Шкала 5. «Реакция оппозиции».

Высокие оценки. Грубость, протестность, агрессивность. Резкость отрицательных оценок окружающих и их деятельности. В случае нарастания глубины и высокой интенсивности может трансформироваться в оппозиционную установку личности. В психическом состоянии выражено пассивное отношение к жизненной ситуации, в ее оценке преобладают пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления жизненных трудностей и препятствий. Пониженное, печальное настроение, уныние. Возможна подавленность, ощущение «грозящего несчастья».

Низкие оценки. Добродушие. Отсутствие грубости и резкости в оценках других людей и их деятельности. В случае нарастания глубины и высокой интенсивности может трансформироваться в гиперсоциальную установку личности. В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность. Бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон. Выражено желание действовать.

Шкала 6. «Реакция дезорганизации».

Высокие оценки. Тревожность. Повышена склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения и т. п.) без ясного осознания ее источников. Соматовегетативные проявления тревоги (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушение сна и др.). Низкая энергичность и высокая эмоциональность: неспособность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени, неспособность активно осваивать среду. Сниженная готовность к поиску необходимой информации, к энергичным действиям, к деятельному изменению существующей ситуации в желаемом направлении. Восприимчивость (эмоциональная), впечатлительность, высокая чувствительность к эмоциогенным воздействиям. В психическом состоянии отмечается усталость, несобранность, вялость, низкая работоспособность, утомляемость, уменьшен ресурс сил. Переживание большой значимости происходящих событий, текущей ситуации, поведения, деятельности. Увеличенное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов.

Низкие оценки. Уверенность в своих силах и возможностях, низкая тревожность. Высокая энергичность и низкая эмоциональность: способность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени, активно осваивать окружающую действительность. Повышенная готовность действовать, менять существующую ситуацию, если она не отвечает желаниям и планам субъекта. Сниженная эмоциональная восприимчивость, низкая чувствительность к эмоциогенным воздействиям, высокие пороги возникновения эмоциональной реакции. В психическом состоянии отмечается повышенная возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности; ощущение внутренней собранности, запаса сил, энергии; повышена готовность к работе, в том числе и длительной. Отсутствие проблем в жизни субъекта, либо они в значительной степени разрешены либо успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. В крайне низких значениях нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, безразличие и успокоенность.

Шкала 7. «Психологическая устойчивость личности».

Высокие значения. Высокий уровень психологической устойчивости: вера в себя, в свои возможности, удовлетворение основных жизненных потребностей (самореализации, самоуважения, самоутверждения). Способность соизмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Способность противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Наличие личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций, которые могут приобретать характер нормативного или ненормативного кризиса. Высокая энергичность: способность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени, активно осваивать среду (природную, социальную, техническую). Характерна повышенная готовность познавать, действовать, менять существующую ситуацию, если она не отвечает желаниям и планам субъекта. В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности; ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей, жизнерадостность. Повышенное, бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон. Выражено желание действовать. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Ощущение готовности преодолеть трудности в реализации своих способностей, высокая оценка личностной успешности. Переживание благополучия (возможно отрицание серьезных психологических проблем). Позитивная самооценка, общительность, уверенность в своих способностях, эффективность действий в условиях стресса, отсутствие склонности к высказыванию жалоб на различные недомогания.

Низкие значения. Низкий уровень психологической устойчивости: отсутствие веры в себя, неуверенность в своих возможностях, депривация основных жизненных потребностей (самореализации, самоуважения, самоутверждения). Неспособность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Слабая способность противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Отсутствие личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса (как нормативного, так и ненормативного). Низкая энергичность: неспособность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени. Характерна сниженная готовность к поиску необходимой информации, к энергичным действиям, к деятельному изменению существующей ситуации в желаемом для себя направлении. В психическом состоянии выражено пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий. Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего — мрачные тона, смысл будущего неясен. В крайне низких значениях — подавленность, чувство грозящего несчастья. Неудовлетворенность жизнью. Низкая оценка личностной успешности. Низкий и пониженный уровень благополучия личности: неадекватная самооценка (завышенная, заниженная или неустойчивая), пессимистичность. Неудовлетворенность собой и своим положением, недостаток доверия к окружающим; трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенность; ригидность (недостаток когнитивной, эмоциональной и поведенческой гибкости); беспокойство по поводу реальных или воображаемых неприятностей.

Шкала 8. Положительный — отрицательный образ самого себя, эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность.

Высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. Есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими причинами этого могут быть отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.

Умеренные оценки характеризуют степень принятия личностью себя; говорят о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценках своих психологических особенностей (отношений), о критичности в самооценивании.

Низкие оценки свидетельствуют не только о критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

Интерпретация «кризисных профилей» по методике «ППК»

Профиль 1. Психологическое здоровье с благоприятным прогнозом (низкий и пониженный индекс ситуационного реагирования — до 45 Т-баллов и ниже; повышенный и высокий показатель психологической устойчивости личности от 56 Т-баллов и выше).

  • Высокий уровень психологической устойчивости.
  • Высокая энергичность и низкая эмоциональность.
  • Благоприятное психическое состояние.
  • Эмоциональное благополучие.
  • Гармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу выраженной психологической устойчивости и наличия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают: сдержанность эмоций; устойчивое настроение; умеренно выраженная тревожность; реакции переживания субъекта, ориентированные на «здесь и теперь»; толерантность к различного рода неопределенности; гибкость (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); переключаемость развитых репрезентативных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической). Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

Профиль 2. Адаптация с благоприятным прогнозом (низкий и пониженный индекс ситуационного реагирования — до 45 Т-баллов; умеренный показатель психологической устойчивости личности от 46 до 55 Т-баллов).

  • Возможно наличие трудностей и проблем в жизни.
  • Умеренный уровень психологической устойчивости.
  • Высокая энергичность и сниженная эмоциональность.
  • Благоприятное психическое состояние.
  • Эмоциональное благополучие.
  • Гармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу умеренно выраженной психологической устойчивости и наличия, хотя и на среднем уровне, личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по активно-автономному типу личности. К характеристикам данного типа относятся: самостоятельность, критичность к другим, упрямство, напористость; низкий уровень тревожности; ориентация на достижение успеха; экспансивный тип реагирования; бессознательное желание утвердить себя в глазах других людей, стремление представить себя в лучшем, гиперсоциальном свете; эгоцентризм в сочетании с отрицанием собственных недостатков; ригидная направленность на изменение других, но не себя; постоянное ожидание обид со стороны окружающих; недостаточная эмоциональная отзывчивость; педантизм. Патогенными условиями для данного типа личности выступают: вынужденная социальная мобильность; быстроме-няющийся темп жизнедеятельности; условия непризнания.

Профиль 3. Истощение с неопределенным прогнозом (низкий и пониженный индекс ситуационного реагирования до 45 Т-баллов; низкий и пониженный показатель психологической устойчивости личности до 45 Т-баллов).

  • Наличие трудностей в жизни субъекта.
  • Низкий уровень психологической устойчивости.
  • Возможно неблагоприятное психическое состояние.
  • Переживание субъективного неблагополучия личности.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз неопределенный. Его благоприятность или неблагоприятность будет определяться увеличением (или снижением) показателей «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» в соотношении друг с другом.

В случаях повышения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен благоприятный прогноз в силу увеличения личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают: сдержанность эмоций; устойчивое настроение; умеренно выраженная тревожность; реакции переживания субъекта, ориентированные на «здесь и теперь»; толерантность к различного рода неопределенности; гибкость (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); переключаемость развитых репрезентативных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической). Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

В случаях понижения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен неблагоприятный прогноз: отсутствие личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по пассивно-гетерономному типу личности, ключевыми характеристиками которого являются: боязнь неудачи, непритязательность по отношению к своим достижениям (склонность к их обесцениванию); отказ от перспективного целеполагания; пассивный способ психологической защиты со стремлением к избеганию неблагоприятных воздействий; импрессивный тип реагирования; низкая самооценка; сдерживание самовыражения (даже при высоком уровне притязаний) повышенным самоконтролем, неуверенностью и высокой тревожностью; самокритичность; зависимость как черта личности, склонность к пассивной подчиняемое™; фиксированность на неудачах и разочарованиях. Патогенными условиями для данного типа личности при переживании кризиса выступают: ситуации неопределенности при кардинальной смене стереотипа поведения, условия эмоционального отвержения, соревнования, ответственности за других, подконтрольности.

Профиль 4. Деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом (умеренный индекс ситуационного реагирования от 46 до 55 Т-баллов; низкий и пониженный показатель психологической устойчивости личности до 45 Т-баллов).

  • Переживание переломного момента в жизни (кризиса).
  • Низкий уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Умеренное субъективное благополучие.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз неблагоприятный в силу снижения психологической устойчивости и отсутствия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по пассивно-гетерономному типу личности, ключевыми характеристиками которого являются: боязнь неудачи, непритязательность по отношению к своим достижениям (склонность к их обесцениванию); отказ от перспективного целеполагания; пассивный способ психологической защиты со стремлением к избеганию неблагоприятных воздействий; импрессивный тип реагирования; низкая самооценка; сдерживание самовыражения (даже при высоком уровне притязаний) повышенным самоконтролем, неуверенностью и высокой тревожностью; самокритичность; зависимость как черта личности, склонность к пассивной подчиняемое™; фиксированность на неудачах и разочарованиях.

Патогенными условиями для данного типа личности при переживании кризиса выступают: ситуации неопределенности при кардинальной смене стереотипа поведения; условия эмоционального отвержения, соревнования, ответственности за других, подконтрольности.

Профиль 5. Переживание кризиса с неопределенным прогнозом (умеренный индекс ситуационного реагирования от 46 до 55 Т-баллов; умеренный показатель психологической устойчивости личности от 46 до 54 Т-баллов).

  • Переживание переломного момента в жизни (кризиса).
  • Умеренный уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Умеренное субъективное благополучие.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз неопределенный. Его благоприятность или неблагоприятность будет определяться увеличением (или снижением) показателей «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» в соотношении друг с другом.

В случаях повышения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен благоприятный прогноз в силу увеличения личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают: сдержанность эмоций; устойчивое настроение; умеренно выраженная тревожность; реакции переживания субъекта, ориентированные на «здесь и теперь»; толерантность к различного рода неопределенности; гибкость (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); переключаемость развитых репрезентативных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической).

Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

В случаях понижения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен неблагоприятный прогноз: отсутствие личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по пассивно-гетерономному типу личности, ключевыми характеристиками которого являются: боязнь неудачи, непритязательность по отношению к своим достижениям (склонность к их обесцениванию); отказ от перспективного целеполагания; пассивный способ психологической защиты со стремлением к избеганию неблагоприятных воздействий; импрессивный тип реагирования; низкая самооценка; сдерживание самовыражения (даже при высоком уровне притязаний) повышенным самоконтролем, неуверенностью и высокой тревожностью; самокритичность; зависимость как черта личности, склонность к пассивной подчиняемое™; фиксированность на неудачах и разочарованиях.

Патогенными условиями для данного типа личности при переживании кризиса выступают: ситуации неопределенности при кардинальной смене стереотипа поведения; условия эмоционального отвержения, соревнования, ответственности за других, подконтрольности.

Профиль 6. Конструктивное переживание кризиса с благоприятным прогнозом (умеренный индекс ситуационного реагирования от 46 до 55 Т-баллов; повышенный и высокий показатель психологической устойчивости личности 56 Т-баллов и выше).

  • Переживание переломного момента в жизни (кризиса).
  • Высокий уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Умеренное субъективное благополучие.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу выраженной психологической устойчивости и наличия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают: сдержанность эмоций; устойчивое настроение; умеренно выраженная тревожность; реакции переживания субъекта, ориентированные на «здесь и теперь»; толерантность к различного рода неопределенности; гибкость (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); переключаемость развитых репрезентативных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической).

Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

Профиль 7. Деструктивное переживание острого кризиса с неблагоприятным прогнозом (повышенный и высокий индекс ситуационного реагирования от 56 Т-баллов и выше; пониженный и низкий показатель психологической устойчивости личности до 45 Т-баллов).

  • Переживание острого кризиса.
  • Низкий уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Переживание субъективного неблагополучия личности.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз неблагоприятный в силу снижения психологической устойчивости и отсутствия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по пассивно-гетерономному типу личности, ключевыми характеристиками которого являются:

  • боязнь неудачи, непритязательность по отношению к своим достижениям (склонность к их обесцениванию);
  • отказ от перспективного целеполагания; пассивный способ психологической защиты со стремлением к избеганию неблагоприятных воздействий;
  • импрессивный тип реагирования;
  • низкая самооценка; сдерживание самовыражения (даже при высоком уровне притязаний) повышенным самоконтролем, неуверенностью и высокой тревожностью;
  • самокритичность; зависимость как черта личности, склонность к пассивной подчиняемое;
  • фиксированность на неудачах и разочарованиях.

Патогенными условиями для данного типа личности при переживании кризиса выступают: ситуации неопределенности при кардинальной смене стереотипа поведения; условия эмоционального отвержения, соревнования, ответственности за других, подконтрольности.

Профиль 8. Переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом (повышенный и высокий индекс ситуационного реагирования от 56 Т-баллов и выше; умеренный показатель психологической устойчивости личности от 46-55 Т-баллов).

  • Переживание острого кризиса.
  • Умеренный уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Переживание субъективного неблагополучия личности.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу умеренно выраженной психологической устойчивости и наличия, хотя и на среднем уровне, личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по активно-автономному типу личности, ключевыми характеристиками которого являются:

  • самостоятельность, критичность к другим, упрямство, напористость; ориентация на достижение успеха;
  • экспансивный тип реагирования; бессознательное желание утвердить себя в глазах других людей, стремление представить себя в лучшем свете;
  • эгоцентризм в сочетании с отрицанием собственных недостатков;
  • ригидная направленность на изменение других, но не себя;
  • постоянное (навязчивое) ожидание обид со стороны окружающих;
  • недостаточная эмоциональная отзывчивость; педантизм.

Патогенными условиями для данного типа личности при переживании кризиса выступают: вынужденная социальная мобильность, быстро меняющийся темп жизнедеятельности, условия непризнания, несоответствие имеющейся субъективной картины мира и реальности.

Профиль 9. Конструктивное переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом (повышенный и высокий индекс ситуационного реагирования от 56 Т-баллов и выше; повышенный и высокий показатель психологической устойчивости личности от 56 Т-баллов и выше).

  • Переживание острого кризиса.
  • Высокий уровень психологической устойчивости.
  • Низкая энергичность и высокая эмоциональность.
  • Неблагоприятное психическое состояние.
  • Переживание субъективного неблагополучия личности.
  • Дисгармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу выраженной психологической устойчивости и наличия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса.

Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают:

  • сдержанность эмоций; устойчивое настроение;
  • умеренно выраженная тревожность;
  • реакции переживания субъекта, ориентированные на «здесь и теперь»;
  • толерантность к различного рода неопределенности; гибкость (когнитивная, эмоциональная, поведенческая);
  • переключаемость развитых репрезентативных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической).

Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.