Нейропсихологическая диагностика проводится для обследования актуального развития высших психических функций ребенка, которая дает общую характеристику ребенка и позволяет оценить уровень развития:
- восприятия;
- памяти;
- речи;
- мышления;
- внимания;
- двигательных функций и координации движений;
- зрительного и тактильного;
- навыков самоконтроля и планирования деятельности.
Нейродиагностика позволяет оценить уровень активности ВПФ, способность ориентироваться во времени, ситуации, пространстве, показывает особенности эмоционального статуса (какое настроение преобладает), адекватность эмоций в конкретной ситуации.
В основу нейропсихологической диагностики лежат пробы, созданные советским психологом и врачом невропатологом, основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия.
Исследование психических процессов проводится с помощью набора проб, представляющих собой определенные задания и упражнения, которые предлагаются ребенку в игровой форме. Каждое нейропсихологическое обследование подбирается с учетом потребностей конкретного ребенка. Диагностика проходит в присутствии родителей.
Провожу без аппаратным методом диагностику высших психических функций головного мозга, определяя его сильные и слабые стороны в развитии ребенка. По результатам диагностики составляю рекомендации и нейрокоррекционные программы для формирования и автоматизации функций головного мозга. Я помогаю формировать зрелые функции ребенка, чтобы обучение было эффективным.
По завершению прохождения коррекционной программы у ребенка:
- улучшается психоэмоциональное состояние, поведение, нейродинамика, саморегуляция, тактильная чувствительность, работа мелкой и крупной моторики рук;
- повышается мотивация к обучению в школе;
- налаживается коммуникация в семье и в школе;
- повышается концентрацию внимания и работоспособность;
- ребенок ориентируется в пространстве (письмо, чтение);
- развивается мышление.
Каждому ребенку можно помочь и потому работаю с детьми любой сложности! Это дети, у которых и слабая степень задержки психического развития и тяжелая форма, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кто испытывает трудности в обучении, в поведении и эмоциональной сфере.
Диагностика позволяет определить готовность ребенка к школьному обучению и прогнозирование зоны его ближайшего развития.
Нейродиагностика состоит из следующих этапов обследования:
- Беседа с родителями для собора анамнестических данных о течении беременности, родах и развитии ребенка.
- Выполнением ребенком серий упражнений и заданий.
- Пo результатам диагностики делается заключение о состоянии высших психических функций ребенка. Краткое изложение результатов и как они связаны с состоянием здоровья и развития ребенка в устной форме.
- Рекомендации для родителей, а также направления к другим специалистам.
- По запросу родителей для ребенка составляется индивидуальная нейрокоррекционная программа, которая строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Время обследования детей зависит от возраста и может занимать до 1,5 — 3 часов.
Пo результатам диагностики и наличия синдромов, разрабатывается коррекционная программа, которая строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, комплексного подхода таких специалистов как логопед, дефектолог, психолог, невролог, на базе обучающих и развивающих методик для восстановления нормальной работы функций головного мозга.
В зависимости от результатов диагностики могут быть рекомендован индивидуальный нейрокоррекционный курс.
Нейропсихолог проводит работу по коррекции психических функций, лежащих в основе любой деятельности (в т.ч. учебной):
- внимание и произвольная саморегуляция,
- восприятие пространства, т.е. межполушарные взаимодействия,
- фоновые компоненты (темп деятельности, работоспособность, распределение внимания, распределение мышечного тонуса) и т.п.
Я работаю с детьми у которых нарушено:
- внимание и саморегуляция («гиперактивные»,
«импульсивные», невнимательные, отвлекаемые и т.п.). - фоновые компоненты деятельности («утомляемые»,
«медлительные» и т.п.). - обучаемость, вызванные комплексными незначительными
нарушениями различных функций (внимания, саморегуляции, моторики,
памяти, восприятия, речи и мышления).
Пробы нейропсихологической диагностики
- Проба на реципрокную координацию движени
- Проба на динамический праксис
- Графическая проба
- Выполнение ритмов по речевой инструкции
- Оценка ритмических структур
- Воспроизведение ритмов по слуховому образцу
Реакция выбора - Проба на праксис позы пальцев
- Пробы Хэда
- Конструктивный праксис
- Опознание наложенных изображений
- Опознание перечеркнутых изображений
- Опознание изображений с неполным набором признаков (недорисованные предметы)
- Опознание зашумленных изображений
- Рисунок стола/куба
- Копирование фигуры Рея/Тэйлора/Венгера
- Кубики Кооса
- Куб Линка
- Тактильный гнозис
- Исследование понимания предложных конструкций
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Проба на завершение фраз
- Исследование свободных и направленных ассоциативных реакций
- Проба на запоминание двух групп по три слова
- Проба на запоминание 10 слов
- Проба на зрительное запоминание невербализуемых фигур
- Понимание смысла сюжетных картинок
- Понимание последовательности событий
- Понимание смысла рассказа
- Понимание смысла пословиц, метафо
- Простые аналогии
- Четвертый лишний
- Классификаци
- Сравнение поняти
- Выделение существенных признаков
- Таблицы Шульте
- Корректурная проба / Шифровк
- Счет 100 — 7