Барашек в бутылке

Цель: понять уровень психологического комфорта ребенка в семье. Исследование детей и взрослых.

Возраст: 6+

Инструменты: лист А4, цветные карандаши.

Инструкция:

Барашек — это животное.
Ребенок располагает лист бумаги горизонтально или вертикально — так, как ему красиво, и рисует барашка в бутылке. Время работы — 5 минут.

Информация о том, в каком окружении живет ребенок, насколько ему комфортно в семье.
Ребенок, который растет в семье, в которой нет психологического комфорта, не может быть психологически здоровым. У него нет базовых чувств безопасности.

Вопросы:

О чем мечтает барашек?
О чем мечтает бутылка?
Как чувствует себя барашек?
Как чувствует себя бутылка?
Что может тревожить барашка?
Что может тревожить бутылку?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА

1. КТО ЕСТЬ, КТО?

Барашек всегда – ребенок.
Бутылка — всегда его родительская семья.

Рисует взрослый:

  • барашек — это он сам, а бутылка — это его родители;
  • барашек — это его ребенок, а бутылка — это он и его супруг/супруга.
  • если у взрослого еще нет детей, то барашек — точно он, а бутылка — его родители.
  • если у взрослого есть свои дети, предложите ему посмотреть на рисунок и честно спросить у самого себя:
    этот барашек собирательный образ детей или кто-то из них конкретно. Или все-таки это сам взрослый?

2. ОСОБЕННОСТИ БАРАШКА

КУЧЕРЯВОСТЬ И УПИТАННОСТЬ:

  • если барашек тощий и хилый, значит ребенок чувствует себя в семье истощенно. Его эмоциональное состояние истощено;
  • если барашек полненький и кучерявенький, значит ребенок себя чувствует в родительской семье безопасно, комфортно.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ НА ПРИЗНАКАХ ВЕРБАЛЬНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ:

  • если у барашка есть очень четко прорисованный рот, можно предполагать склонность этого ребенка к вербальной агрессии, он может огрызаться.

АКЦЕНТИРОВАННЫЕ РОГА

  • четко прорисованные рога — ребенок может бодаться в контексте убеждений:
  • «Я так не думаю»;
  • «У меня другое мнение»;
  • «Нет, а я считаю вот так» — интеллектуальная агрессия, доказывание своей точки зрения.
  • если барашек улыбается — все хорошо.

КОПЫТЦА:

  • ярко прорисованные копытца — возможность или склонность ребенка к физической агрессии. Он может ударить, «дать в ухо».

ВОЗРАСТ БАРАШКА:

это возраст и зрелость говорящая о восприятии барашка автором рисунка.

  • Родители рисуют своих 20-25-летних детей барашечками, такими деточками;
  • Родители рисуют своих 7-летних детей взрослыми баранами — как автор рисунка воспринимает взрослость или детскость своего ребенка.

БАЗОВЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Опущенный хвост — говорит о присутствующих пессимистических настроениях. Его настроение часто связано с настроением других людей.
  • Если нет каких-то базовых элементов (рта, носа, глаз), спросить:
  • «Почему для тебя было важно не нарисовать рот?».

Ребенок может ответить: «А я просто забыл его нарисовать», когда в рисунке есть любые непонятные элементы, которые не объясняет инструкция к технике, но вы чувствуете, что это важно и об этом нужно спросить:

  • «Почему для вас важно было нарисовать хвост?»
  • «Почему для вас важно было нарисовать вот здесь бубенчик?»
  •  «Почему для вас было важно дорисовать облака и солнышко?»

Если человека ничего не тревожит при задавании таких вопросов, то это не имеет для него значения.
Цвет имеет значение, его можно трактовать относительно персональной цветовой карты клиента.

ПОЛОЖЕНИЕ БАРАШКА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫХОДА:

  • барашек повернут «спиной» к выходу — это говорит о том, что барашек сам не хочет сепарироваться;
  •  если барашек повернут головой к выходу — он готов к сепарации, к отделению.

3. ОСОБЕННОСТИ БУТЫЛКИ

ПОЛОЖЕНИЕ БУТЫЛКИ:

  • Стоячая или лежачая. Главная задача барашка в том, что он должен выйти из бутылки потому что смысл детско-родительских отношений — это сепарация. Родители должны отпустить ребенка, ребенок должен отцепиться от родителей и обрести свое взрослое пространство.
  • Бутылка лежит — что родители способствуют сепарации.
  • Бутылка стоит — родители предпринимают какие-то действия, которые сдерживают самостоятельность ребенка.
  • Бутылка нарисована наискосок — это говорит о наличии некоторой неустойчивости, которая определяет тревогу во внутреннем пространстве автора рисунка.

ПРОБКИ:

  • Пробка — явный признак гиперопеки, когда родители готовы все делать за ребенка, лишь бы он оставался под их опекой.
  • Дополнительный комфорт — трава, солнышко, лестница, домик, игрушка, корм. Это все признаки гиперопеки со стороны родителей, которые не хотят
    видеть взросление в ребенке.

РАЗМЕР ГОРЛЫШКА:

  •  Горлышко очень узкое и очень длинное. Чтобы пролезть через это горло, барашку нужно сильно сжать все свои амбиции.
  • Некоторые дети, живя в семьях с такой гиперопекой, просто не хотят отделяться, потому что думают, что не выживут, если они в это горлышко полезут.
  • Длинное горлышко — это тоже признак гиперопеки со стороны семьи
  • Если размер горлышка достаточно широк, то барашек легко проходит через горлышко, оно не является для него препятствием то семья открыта для сепарации.
  • Обычно люди рисуют бутылку как молочный кувшин. В такой бутылке чаще всего горлышко широкое.
  • Если большое горлышко и бутылка стоит как банка, то в целом семья поддерживает, но в некоторых вопросах, наоборот, говорит:
  •  «Подожди, без нас пока туда не ходи». Мы говорим о ситуативной позиции.

ЧЬЯ БУТЫЛКА (на данный момент для автора рисунка тот или иной взрослый наиболее значимый):

  • «мамская», если она округлая и, как бы, мягкая. Бутылка, которая выглядит как молочный кувшин — это «мамская» бутылка.
  • похожа на штоф, квадратная или прямоугольная — это бутылка «папская».

4. КРИТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

  • Если в бутылке есть воздух, барашек может дышать.
  • Бутылка заполнена жидкостью и барашек в ней задыхается. Это говорит о том, что эмоции так переполняют, что он сейчас утонет.

НАДБИТАЯ ИЛИ ТРЕСНУТАЯ БУТЫЛКА:

  • Признак какого-то насилия — духовного, эмоционального, физического, телесного, которое автор рисунка претерпевал или в данный момент претерпевает в своем физическом пространстве. Чаще всего это насилие эмоциональное. Родители ребенка настолько спрессовали, что он сильно заболел, не смог грамотно сепарироваться.
  • Многие взрослые люди, которые рисуют надбитую бутылку, привыкли жить с этой травмой, но, если ее проработать, жить им станет легче.
  • Дети не рисуют надбитые бутылки, но в работе с детьми из детдомов или беспризорными такое может быть.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАРАШКА И БУТЫЛКИ

Барашек мечтает выбраться и иногда приходить в гости.
Бутылка мечтает, чтобы барашек всегда оставался там, и она могла бы о нем заботиться.
Барашек чувствует потребность вырваться.
Бутылка чувствует сожаление, что барашек уходит, такое родительское сожаление.
Барашка беспокоит, что он останется в бутылке навсегда или что вне бутылки, съедят всю траву, или что он не найдет себе друга.
Бутылку тревожит, что она разобьется, что она останется одна и станет никому не нужна.
Если ребенок говорит, что его бутылка мечтает выпустить барашка, речь идет об очень взрослых, хороших отношениях между родителями и детьми.
Если барашек боится, что бутылка разобьется — это бережное отношение. Иногда дети боятся, что если они уйдут от родителей, то они будут страдать. В этом случае нужно помочь ребенку осознать способы экологичной сепарации, чтобы не сделать маме больно. Потому что, когда люди думают, что их отделение делает родителям больно, то и живут с ними до 50 лет.
Если и бутылку, и барашка беспокоит одиночество, то с автором рисунка стоит поработать на тему коммуникации, поиска друзей и если это взрослый, то поиска партнера.
Если у барашка нет желания остаться, он тревожится только скоростью выхода и бутылка тоже хочет ему помочь, тогда можно помочь ребенку осознать, какими способами он может начать повышать свою взрослость, чтобы рано или поздно начать продвижение от родителей.
Если в процессе проработки техники вы получаете простые ответы на свои вопросы, типа: «Хорошо», то нужно помогать еще вопросами: «Что именно хорошо?», расширять вопрос.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.