для родителей ребенка с вокализмами

  1. Массаж лица для проработки мышц, которые улучшают кровообращение и лимфоток, устраняются спазмы.
  2. ПЕНИЕ ЗВУКА «ММММ».

Инструкция: исходное положение стоя на ногах прямо, развести руки в стороны и пойте звук, не открывая рта до вибрации, идущие от головы по всему телу. Результат – снятие напряжения с мышц гортани. Благодаря этому голосовые связки не зажимаются, воздух проходит свободно. Выполняйте это упражнение 1 минуту.

4. Бег. Помогает улучшить тонус, насытить клетки кислородом, а заодно расслабить мышцы лица и диафрагмы. Можно заменить бег плаванием.

5. Контроль осанки. Следить за своей осанкой в быту и на учебе.

6. Комплекс лечебной физкультуры, направленный на укрепление мышц спины.

7. Пение. Пойте песни от лица мужчин и женщин, экспериментируя с высотой, интонациями, тембром голоса. Копируйте пение мультипликационных персонажей, детские голоса.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ И СНЯТИЕ ЗАЖИМОВ

 Инструкция: упражнения выполняются ежедневно не больше 15 минут.

ОСВОБОЖДАЕМ ГОРТАНЬ, МЫШЦЫ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЬ

  • Напряженные челюсти

Инструкция: Подвигать нижней челюстью вправо и влево, вверх и вниз. Для усиления эффекта создать сопротивление ладонями, чтобы движение давалось с усилием.

  • Ямки, для расслабления челюстных зажимов

Инструкция: Поставьте указательные пальцы на область перед ушной раковиной, где находится «вход» в ухо. Медленно открывайте рот, пока не почувствуете образовавшиеся впадины. На счет «раз» опускайте нижнюю челюсть и погружайте пальцы в ямки. На «два» – закрывайте рот, приподнимая пальцы.

  • Алфавит, для расслабления зажимов губ

Инструкция: Положите ладони на нижнюю челюсть и пойте согласные по порядку, соединяя их со звуком «а»: «Бааа, вааа, гаа, даа» и так далее. Произносите звуки тихо и без усилий, контролируя при этом работу речевого

  • Сдавленная гортань

Инструкция: Представить ком в горле как физический объект. Описать из какого материала состоит ком и по взаимодействовать с ним говоря: Я тебя вижу! Я тебя чувствую! Здравствуй!

Физиологически зажим снимает зевота и смех, при условии, что зевать и смеяться вы будете от души не менее пяти минут подряд.

  • Рыбка, для расслабления зажимов челюсти и гортани

Инструкция: Откройте рот и выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Медленно переместите ее в одну сторону, затем в другую, делая плавный полукруг. После этого сядьте за стол, поставьте на него локти и подоприте ладонями подбородок. Откройте рот через сопротивление, подвигайте нижней челюстью вправо и влево.

  • Колечко, для ослабления зажима гортани.

Инструкция: Завернуть язык в колечко по направлению к мягкому небу. Я покажу упражнение с обнаженными зубами, чтобы вы лучше видели механику движения. Обратите внимание на то, как при этом двигается моя гортань.

Поставить кончик языка на альвеолы и попробуйте свернуть его к мягкому небу, мягкое небо — это висюлька в горле. вы можете ее увидеть в зеркале, если широко откроете рот. Вот в таком положении нужно продержаться минуту, отдохнуть 30 секунд и сделать еще 2-3 подхода. В таком положении звучать М в грудь, направляйте звук вниз, в себя.

КОНТРОЛЬ выполнения: Приложите руку к груди. Если звук идет в грудь, вы почувствуете вибрацию в костях. Это немного похоже на вибрацию телефона. Если кости не вибрируют, значит зажим не сдается и голос не может упасть в грудной регистр. Продолжайте заниматься, следите за тем, чтобы язык медленно скручивался в колечко и гортань при этом уезжала вниз. Рано или поздно грудные кости завибрируют под ладошкой.

  • Артикуляционная гимнастика, для снятия зажатых губ

Инструкция: Вытяните губы в трубочку и верните в исходное положение. Повторите 5–7 раз. Вдохните и выдохните воздух с сомкнутыми зубами через расслабленные губы. Упражнение напоминает лошадиное фырканье. Повторите его 5–7 раз.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Подготовка к дыхательным упражнениям

Инструкция: Упражнения начинаются с фиксированного выдоха: сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.

  • Исходное положение: встаньте прямо, руки положите на нижние рёбра, большие пальцы отведите назад, локти смотрят в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны, потом выпрямляемся. Во время наклона делайте плавный вдох, а во время выпрямления такой же плавный выдох. Упражнение следует повторить 5 – 6 раз.
  • Исходное положение: встаньте прямо, руки за голову, пальцы переплетены, локти отвести назад. Наклоните туловище вперед, а руки оставьте в исходном положении. Во время наклона сделайте плавный глубокий вдох. Вернитесь в исходное положение, плавно делая выдох. Это упражнение следует повторить 5 – 6 раз.
  • Сядьте на стул, ноги вытяните вперед. На выдохе поднимайте ноги вверх до того положения как сможете, зафиксируйте положение и сделайте короткий вдох. Затем опустите ноги на плавном выдохе в исходное положение. Повторите упражнение 3 – 4 раза.

Носовое дыхание

  • Исходное положение: сядьте на стул, спина ровная, плечи не поднимаются (расслаблены). Прижмите правую ноздрю пальцем, сделайте короткий вдох через левую, затем, зажав левую, сделайте короткий вдох через правую. Повторяйте упражнение, чередуя зажим пальцев 5 – 6 раз.

Упражнения с диафрагмой и оставались спокойными плечи.

При выполнении в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.

Ладошки

Ноги на ширине плеч, руки перед собой:

  • делаем резкий глубокий вдох носом (при этом сжимаем ладони);
  • мягкий выдох через широко открытый рот продолжительностью от 8- 15 раз.

 Насос

Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:

  • наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);
  • сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;
  • при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;
  • наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);
  • подъем с «нейтральным» звуком.

Упражнения на выработку плавности вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков

Инструкция: встаньте прямо в удобной позиции, положите правую руку на живот. Медленно вдохните через нос, при этом плечи должны находиться в неподвижном положении, а живот надуться. Выдох делайте как можно медленнее, шёпотом произнося звук «Ф», одновременно сдувая живот и следя за неподвижностью плеч. Повторять 5 раз.

  • быстрее, с силой выдыхая оставшийся воздух. Повторять 5 раз.
  • быстрый вдох, а выдох как можно медленнее. Повторять 5 раз.

Упражнения помогающее понять природу правильного дыхания

Собачка

Инструкция: Сядьте на стул напротив зеркала, облокотитесь на спинку стула и расслабьте плечи и шею. Выполняя это упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. Выполняем активный вдох и активный выдох без задержки, при этом рот в открытом положении. Приглядитесь в зеркало как вздымаются бока, как у собаки, дышащей высунув язык.

Инструкция: встаньте прямо, наклоните туловище вперед и в это время наберите воздух через нос. Вы почувствуете, как в поясной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место. Затем надо приподняться, задерживая воздух.

Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпуская воздух через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, подставляем палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Дети делают данное упражнение по времени, которое отсчитывает педагог по следующей таблице:

Вдох Держать Выдох Вдох Держать Выдох

 

секунды
5 5 5 6 10 6
5 6 5 7 10 7

5

5

6 7

10

7

5 секунд 7 секунд 5 секунд 8 секунд 10 секунд 8 секунд

5 секунд 8 секунд 5 секунд 9 секунд 10 секунд 9 секунд

5 секунд 9 секунд 5 секунд 10 секунд 10 секунд 10 секунд

5 секунд 10 секунд 5 секунд 10 секунд 15 секунд 10 секунд

При систематическом выполнении этого упражнения вы избавитесь от головокружения, потемнения в глазах в процессе выполнения.

  1. Комплекс вокальных упражнений на развитие правильного певческого дыхания

Есть так называемые «вокальные упражнения на дыхание», которые в переводе со специального вокального языка на язык простонародный можно было бы назвать вокальными упражнениями на развитие разных способностей, например, продолжительности певческого дыхания. В этом разделе мы рассмотрим комплекс

вокальных упражнений на развитие правильного певческого дыхания. Задача несколько усложняется, так как, кроме того, что нужно следить за правильностью дыхания, теперь еще предстоит услышать нотку, воспроизвести ее правильно и попытаться направить звук со стремлением вперед.

Упражнение No1

Исходное положение: встаньте прямо, одну руку положите чуть ниже ребер, чтобы чувствовать правильность дыхания, плечи в спокойном состоянии. Сделать короткий вдох через нос, педагог в это время считает «раз», «два», а на выдохе, педагог считает «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «А». Делаем небольшую паузу и поднимаемся на полтона выше. Опять делаем короткий вдох через нос, на счет «раз», «два», а на выдохе,

под счет «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «И». Делаем паузу и поднимаемся ещё на полтона. И так повторяем упражнение ещё три раза на звуки «Э», «О», и «У». В процессе этого упражнения мы развиваем длительность правильного певческого дыхания.

Упражнение No2

Упражнение выполняется сидя на стуле, плечи в расслабленном состоянии, колени вместе, одна рука на животе, вторая на груди. Сделайте короткий и глубокий вдох через нос, стенка живота выдвигается вперед, задерживаем дыхание, в это время педагог считает «раз», «два», по руке педагога мягко воспроизвести закрытым ртом звук «М» заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2 – 3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учащихся за сохранением положения вдоха во время пения.

 Упражнение No3

Упражнение выполняется на примере распевки.

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки широко расставлены по сторонам. Сделайте правильный короткий вдох. Во время распевки, подбираясь к верхней нотке, сделайте резкий наклон в сторону, следующая «верхушка» — наклон в другую сторону. Во время настройки к следующей нотке наклоните корпус вниз, расслабьте руки, выдохните оставшийся воздух, затем выпрямившись, вдохните, расправьте руки и продолжите распевку. Особое внимание обратите на правильность вдоха и чистоту интонации.

Сначала педагог показывает правильное выполнение упражнения, а затем ученики повторяют. Для скорейшего формирования прочного навыка правильных певческих дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы – на одном занятии по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2 – 3 минут, эти упражнения ученики воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.

Также в практике работы с детьми применяются методы произнесения слов песни, а также скороговорок активным шёпотом, с четкой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхание, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

error: Копирование без разрешения автора запрещено.